Цели тысячелетия: Миграция как стратегия развития

А.Махонин/ Ведомости

В2000 г. ООН сформулировала цели развития тысячелетия, призванные способствовать прогрессу в ряде важных областей, таких как победа над бедностью, содействие равноправию полов, борьба с болезнями. Однако при разработке списка была упущена одна принципиальная проблема: миграция. Обнадеживает, что мировые лидеры, судя по всему, не повторят этой ошибки при разработке программы действий на период после 2015 г.

Одного лишь масштаба денежных переводов должно быть достаточно, чтобы убедить сомневающихся, что миграция заслуживает серьезного внимания. В прошлом году мигранты из развивающихся стран перевели своим семьям порядка $414 млрд - это в 3 раза больше, чем официальный объем помощи развивающимся странам. Более миллиарда человек оплачивают из этих средств образование, лечение, водопровод и канализацию. Кроме того, эти денежные переводы имеют важное макроэкономическое значение, позволяя странам-получателям оплачивать самые необходимые предметы импорта, иметь доступ к рынкам частного капитала и снижать процентные ставки по внутреннему долгу.

Однако значительная часть выгод, которые приносит миграция, оказываются растраченными. Финансовые посредники забирают себе в среднем 9% от всего заработанного мигрантами, за прошлый году эта сумма оценивается в $49 млрд. Агенты по найму забирают себе до трети заработков мигрантов, т. е. еще несколько миллиардов. Незаконная торговля рабочей силой, контрабанда, эксплуатация и дискриминация оборачиваются неисчислимыми человеческими жертвами.

Именно такого рода проблемы призвана обозначить программа развития на период после 2015 г. При наличии правильных стимулов можно убедить правительства и компании проводить политику, нацеленную на то, чтобы до нуждающихся семей доходило больше средств, работать над защитой прав мигрантов и бороться с дискриминацией.

В то же время эта программа может способствовать изменению отношения к мигрантам. Сейчас в миграции часто видят свидетельство того, что на родине у этих людей нет возможности заработать, тогда как жители стран их пребывания уверены, что мигранты забирают у них рабочие места, способствуют понижению зарплат и перегружают местные системы здравоохранения.

Однако один лишь тот факт, что 9% граждан Британии живут за границей, показывает: люди переезжают в другие страны независимо от экономического положения у себя дома. Больше того, все указывает на то, что мигранты приносят больше прибыли, чем издержек. Они способствуют циркуляции знаний, развитию торговли, туризма, росту инвестиций и даже созданию новых рабочих мест благодаря развитию предпринимательства. В то же самое время они берутся делать то - от ухода за детьми и престарелыми до работы официантов, горничных или дворников, - что не хотят делать местные.

Группа стран, ряд международных агентств и НПО, обратившись к рабочей группе ООН по целям в области устойчивого развития (орган, ответственный за формирование повестки после 2015 г.), представили основания, по которым миграция может способствовать преодолению бедности и экономическому росту.

Предложения группы предполагают формулировку задач и разработку критериев, которые могли бы способствовать расширению будущей программы развития. Группа призывает учитывать факторы миграции при оценке прогресса в других областях, например в сфере защиты труда и доступа к здравоохранению.

В октябре 2013 г., когда Генеральная Ассамблея ООН обсуждала мигрантов всего во второй раз, государства-участники единодушно одобрили декларацию, которая призывала включить решение проблемы миграции в число целей после 2015 г. Международное сообщество обязалось сосредоточить программы развития после 2015 г. на гуманитарной проблематике. Трудно найти лучшее выражение этих обязательств, чем признание важнейшей роли мигрантов и защита их прав. Новая повестка дня должна создать основу для долгосрочного и полноценного международного сотрудничества по вопросам миграции наподобие предпринятого в рамках достижения «Целей тысячелетия», чтобы заставить торговлю и обмен технологиями работать на гуманитарное развитие.

Однако такую повестку поддерживают не все. Некоторые государственные лидеры могут воспрепятствовать включению миграции в новую программу развития из-за неоправданных опасений за политические последствия для своих стран.

Важно отметить, что опросы общественного мнения обычно демонстрируют беспокойство относительно нерегулируемой, но не легальной миграции или законных претендентов на политическое убежище. Даже в Европе, где сегодня усиливаются популистские настроения, граждане более информированы, чем политики. 69% европейцев признаются, что их не беспокоит легальная миграция, а 62% не верят, что мигранты отбирают рабочие места у местных жителей. В то же время правительства Германии и Швеции, успешно решающие проблемы миграции, пользуются безусловной поддержкой общества.

Государство само должно определять число мигрантов, которое оно способно принять. Но то, как к ним относятся внутри страны, - вопросы, касающиеся каждого. Международное право требует уважения прав всех мигрантов независимо от их положения.

Миграция - когда она не представляет опасности, легальна и добровольна, - самая проверенная стратегия преодоления бедности и развития человеческого потенциала. Эти обстоятельства, которые слишком долго не принимались во внимание, наконец становятся очевидны для всех.