Развлекаемся ужасами

На выставке «Фотобиеннале 2014» в Московском музее современного искусства самыми интересными оказались видеобалет, развлекательная игра и фильм ужасов
Кадр из видео «Библимен» Саши Пироговой/ MAMM

Концентрированное присутствие фотографии, которое можно наблюдать на этой биеннале, кажется естественным, но любая художественная техника, будь то живопись или видео, имеет количественные пределы для демонстрации. В этом смысле показательна программа «Фотобиеннале 2014» Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Здесь помимо фотографий можно посмотреть две видеоработы и большой мультимедийный проект.

Первое видео «Библимен» снято студенткой Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Сашей Пироговой. Дело происходит в бывшей Библиотеке им. Ленина, ныне РГБ. Это короткая хореографическая постановка, в которой танцуют не только люди и отдельные части их тел (когда видны только руки или ноги исполнителей), но и объекты, вовлеченные в движение: книги, лампы, шкафы-архивы. «Библимен» напоминает ранние опыты кино - нескончаемые гэги заслоняют сюжет или его отсутствие.

Проект группы «ЕлиКука» «Пропаганда фотографирования», впервые показанный год назад в Красноярске, занимает целый зал. Помещение заполнено предметами, с которыми нужно фотографироваться. Выставка полностью состоит из фона, из дополнительных материалов: холсты, диваны, горшки с цветами, рисунки на плексигласе. При этом фотография здесь задействована лишь косвенно. Это, как часто бывает у «ЕлиКука», история про искусство как территорию веселья.

Во втором видео, «Unheimat/Зловещина» выпускника той же Школы Родченко Михаила Максимова, соединено несколько линий. Отчасти оно восходит к литературным фантазиям Юрия Мамлеева и Андрея Платонова, отчасти - к некрореализму режиссера Евгения Юфита. Сгущенная атмосфера сегодняшней повседневности, включая ужасы, ту самую «хтонь». Сгустки материи, в которых угадываются совокупляющиеся тела, летают над страной; темные каналы Петербурга и убогие избы; на рынке рубят мясо; звучат шепот и песня, стилизованная под народную. Мы словно вернулись на века назад, хотя для России 2014 года возвращение в прошлое не кажется удивительным.

До 20 апреля