Сервировать кандидата

Сергей Дмитриченко и Виталий Обернихин разработали HR-сервис, который позволяет объединять информацию о кандидате из разных интернет-источников. Оборот компании за три с половиной месяца тестовых продаж составил $100 000
Дмитриченко (слева) и Обернихин оптимизировали поиск дефицитных IT-специалистов/ М. Стулов/ Ведомости

Дмитриченко почти 10 лет занимается подбором персонала для IТ-компаний, а в последние три года развивает собственную рекрутинговую компанию GMS Services. Один из ее ключевых способов поиска - сбор информации о кандидатах из различных интернет-источников. «Раньше в моей компании мы это делали вручную, т. е. изучали каждый сайт в отдельности, заходили на профессиональные и социальные сети, форумы, специализированные IT-порталы, - рассказывает Дмитриченко. - Это был очень трудоемкий процесс, который занимал 35-40% рабочего времени рекрутера, но позволял оценить навыки и профессиональный опыт специалиста еще до интервью».

В середине 2012 г. предприниматель решил, что такой метод поиска неплохо было бы автоматизировать, и обратился за советом к опытному программисту, выпускнику МФТИ, кандидату физико-математических наук Виталию Обернихину, который около восьми лет проработал в компании Parallels. «Вместе мы поняли, что продукт вполне реализуем и имеет перспективы на рынке. Так мы начали делать AmazingHiring», - говорит Дмитриченко.

Бесшовная склейка

AmazingHiring- веб-сервис для рекрутеров, который позволяет быстро находить IT-специалистов. Чтобы отобрать наиболее подходящего кандидата для собеседования, система задействует более 80 источников: Facebook, LinkedIn, «Мой круг», специализированные IT-порталы GitHub, Stack Overflow, «Хабрахабр».

Система определяет профили одних и тех же людей в интернете и объединяет их в общую карточку, содержащую профессиональные навыки, опыт работы и публично доступные контакты соискателя. Как уверяют предприниматели, путаницы не возникает даже в случаях, когда кандидат на одних сайтах зарегистрирован под собственным именем, а на других - под псевдонимом. «В систему зашит специальный алгоритм, который гарантирует высокую точность склейки профилей, - поясняет Дмитриченко. - Так, мы разработали до 30 параметров, по которым идентифицируется человек: например, могут повторяться названия компаний и время работы в них, изображения (фотографии), электронные адреса и т. д.».

«Качественный отбор кандидатов до интервью в разы экономит время рекрутеров, - продолжает Дмитриченко. - Если, к примеру, взять технические позиции, то HR-менеджеры, ориентируясь только на резюме, для закрытия одной вакансии проводят собеседования примерно с 15-20 соискателями. Наша система позволяет сократить количество бесполезных встреч». Работу сервиса Дмитриченко первым делом опробовал на собственной компании. По его словам, рекрутеры в GMS Services теперь закрывают в полтора раза больше вакансий, чем раньше.

«Система позволяет не только экономить время эйчара, но и получить доступ к контактам кандидата и связаться с ним напрямую, не дожидаясь ответа на запрос о добавлении через соцсеть», - говорит Марина Алексеева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского» (компания является одним из пользователей AmazingHiring).

«Еще мы ранжируем информацию, составляя рейтинг кандидатов, - продолжает предприниматель. - Например, кто-то разместил на Github свой программный код и другие IТ-специалисты выставили оценку этому коду. Профессиональная репутация человека - один из критериев, по которым наше приложение оценивает кандидата. И таких критериев много. Также у нас существует свой рейтинг IТ-компаний, которые считаются наиболее сильными в каком-то направлении».

В поисках бриллианта

В ноябре 2012 г. предприниматели зарегистрировали компанию «Умный рекрутинг». Сегодня в ней работают семь человек - Дмитриченко и Обернихин, у которых равные доли в бизнесе, и еще пятеро разработчиков. Время от времени на проектные работы предприниматели привлекают узких специалистов.

По словам Обернихина, первоначальные инвестиции в проект составили около $100 000. Затраты пошли на разработку продукта: оплату работы программистов, дизайнеров, аренду серверов.

Официальные продажи Amazing­Hiring стартуют в апреле 2014 г., но уже в конце ноября прошлого года, когда была разработана бета-версия продукта, появились первые клиенты. Сегодня с системой работает более 40 пользователей, которые купили годовой доступ к ней. Предприниматели разработали два тарифных плана: доступ для каждого пользователя (рекрутера) к сервису стоит $500 на месяц, или $3600 на год ($300 в месяц). Оборот компании за это время с учетом предоставленных первым клиентам скидок составил около $100 000.

«У системы может быть большой круг пользователей, - уверена Мария Митина, HR-специалист компании Parallels, одной из первых получившей доступ к бета-версии AmazingHiring. - Она будет полезна хедхантерам, ищущим уникальных специалистов, и стартапам, которые не могут позволить себе нанять рекрутера или сотрудничать с кадровыми агентствами».

«Продукт получился понятным и полезным - предлагать его легко, - говорит Обернихин. - Трудность в том, что он не для всех. Эффективно пользоваться им смогут те, кто умеет работать с пассивными кандидатами - людьми, которые не размещают резюме в интернете, не ведут открытый поиск работы, но при этом готовы рассматривать интересные предложения. А как известно, наиболее комфортным каналом для HR-менеджеров является поиск активных кандидатов через работные сайты».

По мнению Дмитриченко, это большое упущение, поскольку активных соискателей не больше 10-15%. «Остальные 85%, как правило, более профессиональны и их, как следствие, хантят, - замечает он. - Можно сказать, это наша аудитория, но с ней нужно работать - убеждать, завлекать, уметь продавать ей свои вакансии». «Сервис полезен тем, кто хочет найти бриллиант, а не просто заткнуть брешь в проекте», - замечает Митина. Между тем сами HR-менеджеры Parallels, по ее словам, редко выходят напрямую на «пассивных» соискателей. «Это должен быть исключительный случай, когда специалист обладает действительно уникальными знаниями, - поясняет Митина. - И в этом случае с ним проще договориться айтишнику, чем менеджеру по персоналу. Так, в начале 2000-х гг. руководитель разработки Parallels Станислав Протасов смог привести в компанию Алексея Кузнецова - человека, который почти в одиночку написал весь сетевой стек в Linux. На Западе думали, что за его ником скрывается целая группа российских разработчиков, настолько он был плодовит. Станиславу удалось увлечь Алексея задачами, которые никто до него решить не мог».

Есть куда расти

«AmazingHiring - один из самых интересных стартапов прошлого года», - говорит Ольга Мец, директор по маркетингу HeadHunter. «В условиях жесткого дефицита толковых IТ-специалистов он дает возможность находить не тех, кто готов сменить работу, а тех, кого бы ты хотел видеть в своей команде», - рассуждает Дмитрий Пучков, гендиректор компании Staffim (тоже специализируется на разработке HR-приложений, автоматизирующих процесс подбора персонала). Но у проекта есть один минус - отраслевая ограниченность, замечает он: трудно представить, в какой еще сфере, кроме IT, можно искать специалистов с помощью такой системы.

Может, поэтому в России конкурентов у AmazingHiring пока нет, отмечают игроки рынка. «Есть несколько аналогичных проектов в США - TalentBin, Entelo, - замечает Пучков. - У нас же HR-менеджеры довольно консервативны и инертнее реагируют на новые IТ-решения. Число компаний и стартапов, которые автоматизируют разные участки HR-процессов, можно пересчитать по пальцам. В Америке, напротив, идет бурный рост HR-технологий. Там, например, только в прошлом году инвестфонды профинансировали более 200 компаний на общую сумму более $600 млн».

«Технологии в сфере HR будут развиваться, - уверен Пучков. - Уже сейчас много решений в области подбора и оценки персонала, но есть и свободные ниши - например, адаптация персонала, обучение, контроль эффективности работы. В них конкуренция сейчас очень слабая».