Бюджет с поправкой на отток

Министр экономического развития Алексей Улюкаев предлагает пересмотреть бюджетное правило - оно должно учитывать отток капитала. У рейтинговых агентств появится дополнительный повод снизить рейтинг России, предупреждают эксперты
Алексей Улюкаев пока одинок в желании поправить бюджтное правило/ Д. Абрамов/ Ведомости

С подачи Минэкономразвития в правительстве реанимирована дискуссия о пересмотре бюджетного правила. В четверг и пятницу министр экономического развития Алексей Улюкаев дал понять, что при обсуждении параметров федерального бюджета на 2015-2017 гг. будет настаивать на смягчении правила.

Прямая речь. Антон Силуанов

министр финансов. «Я не думаю, что это позиция Алексея Валентиновича, это он просто пофантазировал». Так Силуанов отреагировал на предложение Улюкаева скорректировать бюджетное правило из-за большого оттока капитала. Силуанов не знает об обсуждении такого предложения в правительстве.

С 2013 г. расходы федерального бюджета не должны более чем на 1% ВВП превышать доходы, посчитанные исходя из средней цены на нефть за последние несколько лет (начиная с 2018 г. - за 10 лет). Дополнительные нефтегазовые доходы изначально планировалось направлять в резервные фонды, однако летом 2013 г. правило скорректировали: Минфин может компенсировать за счет этих средств недополученные ненефтегазовые доходы. Так было в прошлом году.

Правило придумали, чтобы сделать бюджет контрциклическим, напомнил Улюкаев, - при хорошей конъюнктуре пополнять резервные фонды, чтобы активнее тратить их при ее ухудшении. «Сейчас в дискуссии с моим другом Антоном Силуановым [министр финансов РФ] он говорит: вот, мы же как ты хочешь, так и делаем, мы же не уменьшаем расходы», - рассказал Улюкаев. Однако в платежном балансе кроме текущего счета есть капитальный, и бюджетное правило должно учитывать отток капитала. По мнению Улюкаева, если отток большой, как в этом году, то дефицит бюджета нужно увеличивать на 1%.

За январь - февраль чистый отток капитала составил $35 млрд. По расчетам Минэкономразвития, при оттоке за год в $100 млрд рост ВВП в 2014 г. не превысит 0,6%, а инвестиции сократятся на 1,3%. При оттоке в $150 млрд экономика просядет на 1,8%, инвестиции - на 8%.

Деньги, чтобы компенсировать отток капитала, есть, считает Улюкаев, - это 700 млрд руб. дополнительных доходов от снижения курса рубля. Средства могли бы пойти на финансирование федеральных целевых программ, затраты на которые в прошлом году были сокращены на 300 млрд, развитие Крыма и моногородов.

Фактически это предложение нарастить расходы, указывает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Но на дополнительные ненефтегазовые доходы в этому году лучше не рассчитывать, предупреждает он: благодаря ослаблению рубля вырастут поступления от импортного НДС и импортной пошлины, однако слабые темпы экономического роста ставят под угрозу сборы внутреннего НДС.

Минфин против пересмотра бюджетного правила (см. врез). «Понимаем коллег из Минэкономразвития, но менять бюджетное правило сейчас, в условиях непредсказуемости, неправильно», - считает сотрудник Минфина. Президент Владимир Путин неоднократно говорил, что бюджетное правило должно исполняться, напоминает сотрудник администрации президента.

У премьера совещаний на эту тему пока не было, обсуждение идет у первого вице-премьера Игоря Шувалова, говорит пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Представитель Шувалова комментировать ситуацию не стал. Такое обсуждение у Шувалова действительно идет, он раздумывает над предложениями Минэкономразвития, сообщил сотрудник аппарата правительства.

Смягчение бюджетного правила насторожит инвесторов, у рейтинговых агентств появится аргумент в пользу снижения суверенного рейтинга России, считает главный экономист HSBC Александр Морозов. Fitch и S&P уже пересмотрели прогноз долгосрочного рейтинга России со «стабильного» на «негативный».

Для корректировки правила не лучшее время, согласен Чернявский, но проблемы в российской экономике серьезные и, возможно, настало время поддержать ее рост за счет резервов. Лучше избежать мегастроек и потратиться на небольшие региональные проекты с понятными перспективами завершения, советует Морозов. Но нарастить госинвестиции можно, не меняя правила, считает он: резервов для повышения эффективности госрасходов достаточно. Например, дефлятор по госрасходам значительно выше дефлятора по ВВП, а значит, цены на госзакупках завышены.