Медведев поддержал электрички

Премьер Дмитрий Медведев решил проблему убыточности при- городных перевозок: регионы могут субсидировать РЖД за счет налога на имущество. Монополии этих денег хватит, сказал ее представитель
Пригородные перевозки больше не будут для РЖД убыточными/ М. Стулов/ Ведомости

В 2013 г. на компенсацию убытков своих пригородных пассажирских компаний (ППК) регионы выдали только около 50%, а где, спрашивается, взять остальные? - вопрошал президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге. - Отрицательный баланс покрывает РЖД». Премьер-министр Дмитрий Медведев нашел решение проблемы неплатежей - предложил на совещании о долгосрочной модели организации пригородного сообщения решение проблемы неплатежей со стороны регионов. Он рекомендовал им субсидировать РЖД пригородные перевозки за счет налога на имущество, говорится в материалах правительства, опубликованных вчера. В 2013 г. РЖД заплатила 8,3 млрд руб. налога на имущество в региональные бюджеты из 28 млрд руб. начисленных налогов на имущество. Этого хватит, чтобы покрыть убытки РЖД от пригородных перевозок, отмечает он. В 2013 г. льгота для РЖД по налогу на имущество отменена.

Пригородные пассажирские перевозки для РЖД убыточны. Регионы не полностью компенсируют РЖД потери от регулирования тарифа. В 2013 г. монополия ожидает, что они принесут 25 млрд руб. убытка (8,7 млрд руб. пригородные компании должны РЖД за услуги инфраструктуры, 1,5 млрд руб. - за аренду электричек).

Потери РЖД от пригородных перевозок компенсируют федеральный бюджет и региональные бюджеты. Но регионы не могут компенсировать РЖД расходы на организацию пригородных перевозок (см. график). В конце 2013 г. РЖД решила, что ППК (монополия контролирует большую их часть в России) будут заключать с регионами договоры на перевозки в 2014 г. в том объеме и на тот срок, на которые будет хватать средств, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в областных бюджетах. Экономический эффект от оптимизации расходов сократит убыток РЖД в 2014 г. на 27%, следует из пояснительной записки к инвестпрограмме РЖД на 2014-2016 гг. Правительство обязало РЖД ежегодно сокращать расходы на 10%. По данным РЖД, за 2010-2012 гг. ППК, которым не платят регионы, задолжали монополии 36,6 млрд руб.

Государство не могло допустить сокращения пригородных перевозок - это могло обернуться социальным взрывом, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в некоторых регионах транспортная доступность приблизилась к критической. Правительство не только придумало, как помочь регионам с платежами за пригородные перевозки, но и продолжит субсидировать их из федерального бюджета. В новой концепции развития пригородных перевозок поддержка из федерального бюджета (25 млрд руб.) сохранится до 2030 г. С 2016 г. государство планировало отменить субсидии.