Медведев поддержал электрички
Премьер Дмитрий Медведев решил проблему убыточности при- городных перевозок: регионы могут субсидировать РЖД за счет налога на имущество. Монополии этих денег хватит, сказал ее представительВ 2013 г. на компенсацию убытков своих пригородных пассажирских компаний (ППК) регионы выдали только около 50%, а где, спрашивается, взять остальные? - вопрошал президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге. - Отрицательный баланс покрывает РЖД». Премьер-министр Дмитрий Медведев нашел решение проблемы неплатежей - предложил на совещании о долгосрочной модели организации пригородного сообщения решение проблемы неплатежей со стороны регионов. Он рекомендовал им субсидировать РЖД пригородные перевозки за счет налога на имущество, говорится в материалах правительства, опубликованных вчера. В 2013 г. РЖД заплатила 8,3 млрд руб. налога на имущество в региональные бюджеты из 28 млрд руб. начисленных налогов на имущество. Этого хватит, чтобы покрыть убытки РЖД от пригородных перевозок, отмечает он. В 2013 г. льгота для РЖД по налогу на имущество отменена.
Пригородные пассажирские перевозки для РЖД убыточны. Регионы не полностью компенсируют РЖД потери от регулирования тарифа. В 2013 г. монополия ожидает, что они принесут 25 млрд руб. убытка (8,7 млрд руб. пригородные компании должны РЖД за услуги инфраструктуры, 1,5 млрд руб. - за аренду электричек).
Потери РЖД от пригородных перевозок компенсируют федеральный бюджет и региональные бюджеты. Но регионы не могут компенсировать РЖД расходы на организацию пригородных перевозок (см. график). В конце 2013 г. РЖД решила, что ППК (монополия контролирует большую их часть в России) будут заключать с регионами договоры на перевозки в 2014 г. в том объеме и на тот срок, на которые будет хватать средств, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в областных бюджетах. Экономический эффект от оптимизации расходов сократит убыток РЖД в 2014 г. на 27%, следует из пояснительной записки к инвестпрограмме РЖД на 2014-2016 гг. Правительство обязало РЖД ежегодно сокращать расходы на 10%. По данным РЖД, за 2010-2012 гг. ППК, которым не платят регионы, задолжали монополии 36,6 млрд руб.
Государство не могло допустить сокращения пригородных перевозок - это могло обернуться социальным взрывом, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в некоторых регионах транспортная доступность приблизилась к критической. Правительство не только придумало, как помочь регионам с платежами за пригородные перевозки, но и продолжит субсидировать их из федерального бюджета. В новой концепции развития пригородных перевозок поддержка из федерального бюджета (25 млрд руб.) сохранится до 2030 г. С 2016 г. государство планировало отменить субсидии.