Горизонтальные преобразования: Как повысить внутренний спрос на реформы

В дополнение к традиционной системе производства общественных услуг они создавали новые, существовавшие параллельно старой: например, в 1970-е гг. Южная Корея, ориентируясь на лучшие мировые стандарты высшего образования, создала систему элитных техническ/ ED Jones/ AFP

Какова конструктивная среднесрочная стратегия действий правительства в случае, если экономический рост не восстановится? Нам кажется, что в центре нового социального контракта тогда неизбежно окажется способность государства производить качественные социальные блага. Говоря по-другому, лояльность и населения, и элиты будет сильнее, чем сегодня, зависеть от возможности получить медицинскую помощь и образование какого-то приемлемого качества. С этой точки зрения просматривается прямая аналогия с поздним (конца 70-х) Советским Союзом. Тогда экономический рост тоже прекратился, но двойственная структура предоставления общественных благ - элитного, хотя и, в принципе, доступного всем, высшего образования (МГУ, Физтех и т. д.) и элитного здравоохранения - какое-то время поддерживала лояльность и элиты, и наиболее активных слоев населения в целом.

В этом отношении Россия выпадает из стран БРИК, а вот Нигерия, страна с похожим отношением элит к качеству государственных услуг (здесь мы, конечно же, немного преувеличиваем), может быть выбрана в качестве более подходящего ориентира для траектории российского развития. Обратите внимание на разницу между Университетом Монтеррей в Мексике (создан в 1943 г. и давно стал признанным отраслевым лидером, производителем элитного образования мирового класса) и Сколковотехом (все еще находится на этапе стартапа) в качестве общей иллюстрации различий в поведении элит двух стран.

В этой статье мы обсуждаем следующие три момента. Во-первых, в отличие от ситуации в СССР четверть века назад в современной России динамичного сегмента качественных социальных услуг не существует и его еще предстоит создать. Во-вторых, его создание никак не связано с увеличением государственного финансирования: проблема не в деньгах, а в мотивациях. В рамках существующих организационных структур существенного улучшения добиться не удалось и не удастся. В СССР элитный сегмент экономики был анклавом со своими правилами игры и, соответственно, мотивациями. В современных условиях, чтобы добиться того же качественного результата, нужно организовать импорт лучших институциональных форм предоставления социальных услуг на территорию России и создать возможности для их развития в местных условиях.

Белиндия и Норстан

В 70-е гг. Эдмар Бача охарактеризовал Бразилию как Белиндию (Belindia) - объединение маленького анклава Бельгии для богатых с окружающей его огромной Индией, в которой проживает остальная, очень бедная часть населения страны. В некоторых отношениях Россию сегодня можно было бы назвать Норстан - странное и неустойчивое сочетание в рамках одной страны богатой нефтью Норвегии и бедных стран в Центральной Азии, «станов». Но на самом деле это не точная аналогия, в первую очередь потому, что параллель между Россией и Норвегией является откровенно слабой. В России полностью отсутствуют норвежская эффективность в предоставлении государственных услуг и инновационный динамизм норвежского корпоративного сектора. С учетом нынешних российских реалий норвежский уровень эффективности не может рассматриваться в качестве практической политической цели, он остается всего лишь голой мечтой. Несмотря на резко выросший в России за последние 15 лет уровень личных доходов и государственных расходов, сколько-нибудь заметного прогресса в улучшении качества ключевых социальных услуг не наблюдается.

Проблема не только в том, что сегодняшнее низкокачественное и неэффективное, например, здравоохранение является позором для страны, но и в том, что сложившаяся в стране социальная динамика во многом устраняет импульсы, необходимые для его улучшения завтра. Шок 90-х мог бы привести к временному, а не постоянному падению качества социальных услуг, если бы нашлись влиятельные группы, заинтересованные в постепенном формировании качественного сегмента этих услуг. Но в отличие от многих успешно развивающихся стран новые российские элиты предпочитают потреблять соответствующие услуги за рубежом, а не стимулировать их производство в домашних условиях.

Для конкретности остановимся на ключевой сфере воспроизводства населения - здравоохранении. Кризис 90-х и связанное с ним быстрое обветшание доставшегося советского наследства в отрасли буквально вытолкнули всякого способного собрать соответствующие средства на лечение за границу. Так, в Израиле, Германии и Австрии возникла целая индустрия здравоохранения, ориентированного на российского клиента. Директор медицинского сервиса Izmedic Олег Шульман, представляющий одну из многочисленных компаний, помогающих россиянам получить платную медицинскую помощь за рубежом, рассказал «Эксперту»: «Мы здесь уже шесть лет, и за это время действительно многое изменилось. Если раньше лишь немногие считали, что могут позволить себе лечение в Израиле, то сейчас нам удалось снять этот барьер <...> Так что сегодня наши основные клиенты - это российский средний класс».

В этом отношении возник разительный контраст между Россией и другими странами БРИК, в которых, наоборот, ровно в те же самые годы возник качественный - приближающийся к мировому уровню - сегмент здравоохранения, ставший магнитом для пациентов всего мира (это особенно относится к Индии и Бразилии). В России элитный сегмент здравоохранения, с учетом нужд страны и масштаба политических заклинаний о необходимости улучшить положение дел в отрасли, почти не развивается. Одна из причин этого, на наш взгляд, состоит в отсутствии достаточного платежеспособного спроса со стороны элиты, которая решает свои проблемы, лечась за границей, и не имеет реальных стимулов требовать реальных реформ. Чего переживать, если до Франкфурта всего три часа лета?

Отечественные элиты интенсивно потребляют не только иностранные медицинские, образовательные и рекреационные услуги. Такая же картина наблюдается и в их потреблении, например, многих финансовых и юридических услуг. Чтобы инвестировать, заключать крупные сделки, регистрировать бизнес и разрешать свои хозяйственные конфликты, элиты также предпочитают использовать эффективные иностранные структуры с проверенной репутацией. Подобно банкиру, который «перевел за границу даже свои золотые зубы. Теперь ездит то туда, то обратно - на Родине ему нечем пережевывать пищу» («Тень» Евгения Шварца, премьера которой состоялась в 1940 г.), современная элита тоже перевела и лечение семьи, и образование детей за границу. Причем по мере роста доходов и распространения соответствующих стандартов потребления смещение социального воспроизводства на Запад начинает постепенно распространяться и на российский средний класс. Но эта тенденция фундаментально подрывает спрос на институциональные реформы внутри страны. Россия кажется застрявшей в ловушке «плохого равновесия», при котором элитные группы вполне устраивает статус-кво, отчасти потому, что они имеют доступ к альтернативным каналам для удовлетворения своих потребностей в ключевых услугах.

Это напоминает нам традиционный выбор, сформированный Альбертом Хиршманом, между стратегиями «Голос» (попытка изменить организацию, в которой человек живет или работает) и «Выход» (сменить организацию). Современная организация экономики предоставляет массу возможностей для частичного и (или) виртуального выхода в другую экономическую систему. В России элиты успешно реализуют стратегию частичного выхода, они становятся частичной диаспорой. Их частичный выход ограничен целями инвестиций и потребления, но для обеспечения непрерывного финансирования своих потребительских привычек им приходиться сохранять свое участие в механизмах распределения ренты, т. е. они должны оставаться активными в традиционных отечественных политических играх. С точки зрения элит, Россия становится местом, где люди зарабатывают деньги, но, чтобы их тратить и вообще жить, им приходится перемещаться в другое место.

Параллельные системы

По мнению некоторых политологов, масштабная реализация стратегии «Выход» средним классом России напрямую связана с устойчивостью режима Путина. Это полезное наблюдение, но мы здесь хотим обратить внимание на несколько иное явление. Частичный выход реализуют игроки, которые совсем не планируют своей постоянной эмиграции, а, напротив, остаются полноценными участниками внутреннего политического процесса. Причем их текущие интересы совсем не способствуют ускорению институциональных реформ. При этом эмиграция всегда удел немногих - это исключение из общего правила. Частичный выход же стал массовым - новой нормой.

С бифуркацией, раздвоением спроса на ключевые общественные услуги на «элитный» спрос, удовлетворяемый за рубежом, и «пенсионерский» спрос тех, кто остался дома, столкнулись многие новые индустриальные страны. Первое, что рано или поздно признавалось соответствующими правительствами, что проблема не столько в объеме бюджетного финансирования общественных услуг, сколько в инерционности сложившегося в экономике механизма их предоставления. Поэтому в дополнение к традиционной системе производства таких услуг они создавали новые - динамичные сегменты, возникавшие и существовавшие параллельно, а не взамен традиционных систем. Например, в 1970-е гг. Южная Корея, ориентируясь на лучшие мировые стандарты высшего образования, создала систему элитных технических университетов (Корейский институт науки и технологии, Университет компании ПОСКО и др.) и вывела их за пределы министерства образования. Пример свободных экономических зон и других экспериментальных площадок Китая, пилотирующих различного рода инновации, следует той же логике. Речь идет не столько о внутренних анклавах, сколько об эксклавах - постепенном распространении современных институциональных стандартов мировой экономики на внутреннюю территорию стран, пытающихся ускорить реформы.

Политика президента Путина по ограничению определенных аспектов поведения российской элиты, таких как наличие у нее значительных активов за рубежом, видимо, означает, что президент хорошо понимает, что элиты, все более отрывающиеся в своих моделях потребления от родных корней, становятся чужеродным телом и дополнительно ослабляют страну. Преодоление полставочной природы элиты кажется по-настоящему важной политической задачей. Только добиться этой цели предлагаемыми полицейско-запретительными мерами вряд ли удастся. Нужно заинтересовать элитные группы проводить свое время и тратить свои деньги на родине.

Продолжение статьи выйдет в следующую пятницу, 18.04.2014