Награждение с криком

Вручение премии «Инновация» не обошлось без партизанских художественных акций, ожививших представление
Юрий Альберт получил премию за ретроспективу «Что этим хотел сказать художник?»/ Михаил Джапаридзе/ ИТАР-ТАСС

«Инновация» - одна из двух крупнейших российских премий в области современного искусства как по размеру денежного приза, так и по вниманию масс-медиа. На церемонии этот факт был недвусмысленно подчеркнут главой фонда «Артхроника» и создателем Премии Кандинского Шалвой Бреусом, который получил приз во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России»: он пошутил со сцены, что для того, чтобы получить «Инновацию», нужно вначале основать свою премию. Правда, награждение носило двусмысленный характер. Полгода назад Бреус закрыл принадлежащее ему издание «Артхроника», которое считалось журналом номер один об искусстве в России (обещали какое-то продолжение этого проекта, но так, по сути, ничего и не было сделано), что вряд ли можно считать поддержкой искусства, скорее наоборот. В тот момент, когда замминистра культуры Елена Миловзорова вручала лауреату приз, художник Денис Мустафин стал громко кричать из зала: «Слава России! Героям слава!» Акцию довольно быстро пресекла охрана.

В отличие от прошлого года, когда «Инновация» награждала лауреатов в Манеже, нынешняя церемония в Музее Москвы выглядела скромно. Не было захватывающего шоу, как на недавней премии The Art Newspaper Russia. Интрига состояла не в том, какие чудеса покажут со сцены, а в том, кому в итоге дадут призы в пяти конкурсных номинациях. Единственным по-настоящему интересным элементом собственно шоу был говорящий рот с усами на белом экране, который вел церемонию.

После того как были вручены награды в двух внеконкурсных номинациях (помимо Бреуса приз в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» получил посмертно художник Владислав Мамышев-Монро, умерший год назад), перешли к конкурсу. Шорт-лист в этот раз, как и в прошлые годы, был спорным, но в нем присутствовали сильные претенденты. Особенно стоит отметить, что номинантов, тем или иным образом связанных с организующим премию Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), за что «Инновацию» давно и много критиковали, в нынешнем конкурсе почти не было.

Наверное, самая главная награда - приз в номинации «Новая генерация» студентке Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Саше Пироговой за сделанное на стыке изобразительного искусства и современного танца видео «Библимлен», которое, кстати, можно до 20 апреля увидеть в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке (работа показывается в рамках Фотобиеннале). Пирогова получила также специальный приз от посольства Франции в России - поездку на три месяца в резиденцию в Париж.

В номинации «Произведение визуального искусства» награду дали Юрию Альберту и Екатерине Деготь за выставку «Что этим хотел сказать художник?». Задуманная как ретроспектива одного из российских концептуалистов выставка в процессе подготовки превратилась в совершенно новый художественный проект, в котором куратор выступила как художник-соавтор. Проект был сложно выстроен и действительно соответствовал ключевому для премии слову «инновация».

Приз получило и художественное сообщество Краснодара в лице группировки ЗИП и Краснодарского института современного искусства. Таким образом номинация «Региональный проект современного искусства» отреагировала на бурную активность кубанских художников последних лет. Важно, что приз получила не отдельная группа или организация, а кубанская художественная сцена в целом, поскольку во многих регионах именно за счет взаимопомощи и сотрудничества среда, связанная с современным искусством, и сохраняется.

Главным кураторским проектом года, по мнению жюри премии, стала двухчастная выставка «Реконструкция» Елены Селиной, благодаря которой сегодняшние зрители могли взглянуть на то, что видели зрители 1990-х, погрузиться в художественный контекст того времени, а в номинации «Теория, критика, искусствознание» награду получил Дмитрий Булатов за второй том книги «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии». Отметили и другое издание: специальный приз от культурно-благотворительного фонда U-Art Тамаза и Иветы Манашеровых вручили Екатерине Бобринской за книгу «Чужие?», рассказывающую о неофициальном искусстве. Еще один дополнительный приз, специально придуманный Stella Art Foundation для молодых художников, получили Софья Гаврилова и Алексей Корси за проект «Кому принадлежит тень от зонтика, или Don't Even Think of Touching My Parasol» - теперь их ждет стажировка в Венеции.

Все проекты номинантов и победителей премии «Инновация» можно увидеть в ЦУМе и ГЦСИ до 4 мая