«Яндекс.Маркет» поправят

Ассоциация интернет-ритейлеров призывает «Яндекс.Маркет» и подобные сервисы к ответу за контрафактные товары, которыми торгуют их партнеры-магазины. Минпромторг готов рассмотреть соответствующие поправки в закон
Максим Стулов/ Ведомости

Посетители и покупатели. 18,42

миллиона уникальных пользователей составляла месячная российская аудитория «Яндекс.Маркета» в феврале 2014 г., по данным «Яндекса». В том числе московская аудитория - 2,99 млн. Доходы от «Яндекс.Маркета» интернет-компания отдельно не раскрывает, аналитик Sberbank CIB Анна Лепетухина оценивает их примерно в 6% выручки «Яндекса» от контекстной рекламы; таким образом, в 2013 г. эта сумма могла составить 1,66 млрд руб.

«Яндекс.Маркет» должен нести ответственность за нарушение прав потребителей теми магазинами, предложения которых он агрегирует на своей площадке. Такое убеждение высказал вчера на совещании Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) президент торговой сети «М.видео» Александр Тынкован. Это позиция всей ассоциации, уточнил исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов.

«На рынке существует компания-поисковик, который создал <...> очень удобный сервис поиска товаров», - констатировал Тынкован. Но есть проблема: в подавляющем большинстве случаев там представлены «товары, которые являются серыми, контрафактными, незаконными». По сути, «Яндекс.Маркет» - «биржа серого товара», считает он, так что потребитель вводится в заблуждение: «Яндекс» получает комиссию от продажи товаров, он бенефициар созданной системы, а вот покупатели могут остаться без гарантии.

Выходом из ситуации Тынкован видит разработку поправок в законодательство, наделяющих интернет-агрегаторов ответственностью за то, что предлагают пользователям их партнеры-магазины, и передачу этих предложений в Роспотребнадзор и Минпромторг. Минпромторг готов рассмотреть эти предложения и если сочтет их целесообразными, то выступит с законодательной инициативой, пообещал министр Денис Мантуров.

Такие предложения уже разрабатывает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), сказал «Ведомостям» ее исполнительный директор Виталий Жигулин. Через несколько недель АКИТ обещает направить чиновникам «комплексный пакет поправок». К их разработке может присоединиться и АКОРТ, говорит Карпов.

Ситуация с «Яндекс.Маркетом» беспокоит членов АКИТ по трем причинам, продолжает Жигулин. Нарушаются, во-первых, права потребителей (площадка недостоверно информирует их о товарах); во-вторых, правообладателей (на «Яндекс.Маркете» много серых товаров, ввезенных в Россию в обход официальных каналов); в-третьих, пользуясь площадкой «Яндекс.Маркета», магазины демпингуют (это следствие первых двух факторов). Давая «самое лучшее, самое низкое» ценовое предложение, «Яндекс.Маркет» уводит клиентов с площадок добросовестных игроков на сайты недобросовестных, что убивает рентабельность легальной розницы, волнуется Жигулин.

Деятельность информационных посредников и ценовых агрегаторов должна быть законодательно регламентирована, считает АКИТ. Инструменты уже есть - Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, остается только внести нужные поправки и уточнить место и роль информационных посредников и агрегаторов, объясняет Жигулин. Ответственность агрегаторов, по его мнению, может быть аналогична той, которую несут ритейлеры за нарушение прав потребителей и ввод их в заблуждение или за продажу товара, не предназначенного для реализации в России. Как правило, это административная ответственность, говорит старший юрист налоговой практики Sameta Юлия Кузнецова, теоретически можно говорить о блокировке сайтов, которые предлагают контрафакт, либо о штрафах.

«Яндекс.Маркет» - это база рекламных предложений интернет-магазинов, основная его задача - информирование о товарах, в том числе об их стоимости и месте, где их можно приобрести, отмечает представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Размещая товарные предложения магазинов, «Яндекс.Маркет» «строго соблюдает требования законодательства о рекламе», заверяет она, и, будучи агрегатором рекламных объявлений, с удивлением воспринял обвинения в продаже контрафакта. «Такое заявление требует серьезного анализа на предмет [целесообразности] судебной защиты деловой репутации нашей компании», - добавляет Мелкумова.

Осенью 2013 г. «Яндекс» объявил о новой модели работы «Яндекс.Маркета»: посетители сервиса могут оформлять покупки прямо на его странице, а интернет-магазины выплачивают «Яндексу» 1% от стоимости купленного товара (до этого продавцы платили сервису за факт перехода посетителя на их сайты). Такая модель превращает «Яндекс.Маркет» в участника процесса продажи, считает Жигулин: «Вы можете положить товар в корзину; сервис выступает уже не просто агрегатором, он выступает как продавец - очевидно, что и его ответственность должна быть установлена».

Если за некачественный товар магазинов будет отвечать и агрегатор, то это затронет и Wikimart, говорит гендиректор и сооснователь этой компании Максим Фалдин: «Мы, как и «Яндекс.Маркет», и eBay, по сути, оперируем в рамках «рекламной» модели и не можем доподлинно знать, является ли товар контрафактом». Отследить это может только сам ритейлер - у него в счете-фактуре указан номер грузовой таможенной декларации, объясняет Фалдин и резюмирует: «Это не борьба с контрафактом - это борьба с малым бизнесом».

Представитель российского офиса eBay вчера был недоступен для журналистов.