Балет трудоустройства

Екатеринбургский оперный театр поставил на молодого хореографа Константина Кейхеля и не прогадал
Балет «Вакансия» формально бессюжетен, но напоминает об опыте пионерлагеря/ Екатеринбургский театр оперы и балета

Приглашение на постановку от федерального театра 28-летний Константин Кейхель получил благодаря тому, что два года назад его номер «Путь Харона» был признан самым многообещающим дебютом первой программы «Dance-платформа», организованной в Екатеринбурге. К нынешней Dance-платформе, на которой прошла премьера нового спектакля, хореограф стал обладателем многих наград и вырос из статуса начинающего. Но даже при вгоняющем в депрессию дефиците хореографов это не распахнуло перед Кейхелем двери многочисленных российских балетных трупп - пока на его счету сотрудничество с мало заметными пермским Балетом Евгения Панфилова и петербургским Театром Леонида Якобсона.

На работу в Екатеринбург хореограф приехал с петербургской молодой художницей Маргаритой Петровой (сценографом и художником по костюмам в одном лице) и дисками Шуберта и Гайдна. Стройность мысли венских классиков определила ясность стиля одноактного балета, получившего название «Вакансия». Формально бессюжетный, он легко позволяет вообразить десяток тинейджеров, брошенных под присмотром единственного воспитателя, который боится детей гораздо больше, чем они его. Вся эстетика их буколических дачных вечеров в приглушенном свете явно отсылает к «Шести танцам» Иржи Килиана. Кейхель не соперничает с килиановской изящной эквилибристикой, но обнаруживает понимание стиля и манеры, а также редкое для современной хореографии чувство юмора. Хореографу помогает (а порой и спасает) сценограф: несколько полых кубов, напоминающих и парты, и клетушки комнат, устраивают собственный балет, легко трансформируя пространство. И танцовщики, еще три года назад с ужасом встречавшие любое отклонение от классической нормы, легко выписывают крутые виражи рискованных поддержек и экстремальных движений. Кажется, они получают наслаждение не только от танца, но даже от эксцентричного грима, одновременно напоминающего и о масках античного театра, и о любимом пионерлагерном развлечении - обмазывании зубной пастой. И хотя балет Кейхеля ансамблевый, здесь, как в операционной, видна работа каждого: от Виктора Механошина в пешеходной партии воспитателя до постоянных участников екатеринбургских экспериментов Елены Воробьевой и Андрея Сорокина, которые выглядят предводителями лихой компании.