Статья опубликована в № 3571 от 16.04.2014 под заголовком: Трудно быть блогером

Трудно быть блогером

Государство берет под надзор не только популярных блогеров, но и социальные сети с блогхостингами. Им придется регистрироваться в Роскомнадзоре, а кто не станет выполнять требования, будет оштрафован и даже заблокирован
  • Ксения Болецкая,
  • Светлана Бочарова,
  • Анастасия Голицына
  • / Ведомости
Российские власти получат возможность приглядывать за блогерами
Д. Абрамов / Ведомости

Пакет «антитеррористических поправок», касающихся интернета, вчера единогласно одобрил профильный комитет Госдумы по информационной политике. Речь идет, в частности, о поправках в законы об информации, которые регламентируют работу так называемых распространителей информации в интернете и готовятся ко второму чтению. Проект обязывает физических и юридических лиц, организующих распространение или обмен данными в сети, хранить информацию о действиях пользователей полгода и предоставлять ее правоохранительным органам по первому требованию. Еще одна обязанность - уведомлять Роскомнадзор о намерении начать такую деятельность.

Еще одна новация - блогеры, посещаемость страниц которых превышает 3000 пользователей в сутки, фактически приравниваются к СМИ. Они обязаны будут проверять достоверность размещаемой информации, указывать возрастные ограничения для пользователей, а также соблюдать касающиеся СМИ законы, в том числе о предвыборной агитации, противодействии экстремизму и о распространении сведений о частной жизни граждан.

Долгое время было неясно - кого считать распространителем информации. Формулировки очень расплывчаты, их надо уточнять, признавал один из авторов поправок, председатель комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов. Пользователи блогхостингов и социальных сетей организаторами обмена данными считаться не будут, объяснил вчера «Ведомостям» депутат Думы, а вот компании - Livejournal, Facebook, Twitter, «В контакте» и др. - будут. Именно они должны будут подавать заявки в Роскомнадзор и хранить данные своих клиентов.

Очевидно, что в распространители информации попадут все сайты, позволяющие пользователям обмениваться данными, - это и соцсети, и блогхостинги, и форумы, говорит представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Методику включения сайтов в реестр и определения их посещаемости Роскомнадзор разработает вместе с интернет-отраслью, обещает он. Интернет-отрасль, конечно, не рада законопроекту, зато теперь блогер становится субъектом права, каким никогда раньше не был, и у него появляются не только обязанности, но и права, рассуждает Ампелонский. И если раньше Роскомнадзор, блокируя сайт, не был обязан обращаться к конкретному блогеру (он контактировал с администрацией самого сайта или хостинг-провайдером), то теперь не сможет игнорировать его обращение.

Если законопроект будет принят, Роскомнадзору предстоит создать два реестра, говорят все собеседники «Ведомостей». В первый будут включаться сайты и хостинг-провайдеры - в их обязанность входит хранить информацию о пользователях. Во второй реестр будут включены популярные блогеры.

По оценке основателя Liveinternet Германа Клименко, пользователей соцсетей, чьи посты читает не менее 3000 человек в день, десятки тысяч. Иного мнения придерживается Митрофанов: таких блогеров совсем немного.

В реестр блогеров-тысячников (тех, кого читают более 3000 пользователей в сутки) попадут не только пользователи Livejournal, но также и Facebook и Twitter, не исключает один из авторов поправок - депутат Леонид Левин - и подтверждает другой собеседник в Госдуме. Как именно определять пользователей, о которых следует информировать Роскомнадзор, решится позже - ориентиром может быть количество их «друзей», подписчиков или просто заходов на их главную страницу, говорит он. Прежде чем включить пользователя в реестр, Роскомнадзор уведомит его об этом, продолжает собеседник «Ведомостей»; логично предположить, что одновременно ведомство запросит у него персональные данные - домашний адрес и т. д. Реестр блогеров может быть общедоступным, не исключает депутат, но их персональные данные скорее всего останутся закрытыми для всех, кроме людей, желающих подать на них в суд.

Порядок идентификации интернет-пользователей авторы проекта предлагают установить правительству. Оно же должно разработать и правила ведения реестра организаторов обмена данными; а вот как вести реестр блогеров, решит сам Роскомнадзор. Оба реестра могут заработать с 1 августа, сказал представитель Роскомнадзора на заседании комитета.

Поправки гласят: если распространители информации - например, социальные сети - не проинформируют Роскомнадзор о блогерах-тысячниках, то должны будут заплатить штраф до 200 000 руб., а интернет-провайдеры должны будут ограничить доступ к их сайтам по решению суда или предписанию Роскомнадзора до тех пор, пока они этого не сделают. Если же закон нарушит сам блогер (например, не предоставит Роскомнадзору персональные данные), то заплатит штраф 10 000-50 000 руб.; если же блогер - юридическое лицо, штраф может достигать 300 000 руб., а за повторное нарушение - до 500 000 руб. или блокировка на срок до 30 суток.

У большинства социальных сетей есть техническая возможность измерять количество просмотров постов, говорит Клименко. Такая статистика есть и у Liveinternet, и у Livejournal. А вот Facebook позволяет собирать статистику только по посещаемости так называемых групп, но не постов отдельных пользователей, говорит Клименко. Twitter, по его сведениям, такой статистики вообще не ведет. Но если поправки будут приняты, то и Facebook, и Twitter либо начнут измерять просмотры сами, либо согласятся на внешний аудит, полагает Клименко. Другое дело, что западные сервисы вряд ли согласятся предоставлять такие данные, поэтому, принимая такие поправки, российские власти должны быть уверены, что готовы идти по китайскому сценарию и блокировать западные сайты, если те не подчиняются требованиям местного законодательства, предупреждает он, - иначе западные сервисы получают явное преимущество перед российскими.

У Роскомнадзора есть способ замера суточной аудитории даже в обход социальных сетей, говорил на вчерашнем заседании комитета Митрофанов.

Представители Facebook и Twitter не ответили на вопросы «Ведомостей», представители Mail.ru Group (владеет соцсетями «Мой мир», «Одноклассники») и «В контакте» воздержались от комментариев. «Интернет-компаниям не удалось повлиять на этот законопроект на этапе разработки, но мы надеемся сделать это на уровне регламентов и методик», - говорит гендиректор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать