Шекспиру нужны кровь и котики

Театр наций отметил 450-летие Шекспира спектаклем-экскурсией «Шекспир. Лабиринт», в котором зрителей водят по закоулкам театра и смешные ужасы показывают
И все-таки он вертится! Когда зрители сочиняют пьесу/ Екатерина Цветкова/ PhotoXPress

Шекспир вертится в гробу! Зрители пьют кровь! Леди Макбет моет свои отрубленные руки! Телеканал «Дождь» нашел неизвестную пьесу Шекспира! Офелия любит котяток!

Еще раз: котятки! Бонус: вы можете их погладить! А потом - пирожки!

Короче, московский Театр наций делает публике предложение, от которого невозможно отказаться. Шок-видео-котятки-пирожки, не проходите мимо. Точнее, проходите мимо, это экскурсия, наденьте наушники, снимите наушники, наденьте маски Шекспира, возьмите в руки перья, сочините неизвестную пьесу великого барда, стоп, перо-то верните, это реквизит, спасибо за понимание, идем дальше: буфет, гардероб, гримерка, большая сцена, малая сцена, коридоры, коридоры, фойе.

Шекспир, конечно, только предлог для прогулки по новым жанрам, которые с азартом осваивают постановщики, поездившие по Европе и посмотревшие много интересного. В числе авторов проекта Юрий Квятковский и Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин и театр «Трикстер», танцевальная компания Dialogue Dance. Почти весь, иначе говоря, передовой отряд московского театрального поколения, проявившего себя в последние несколько лет. Идея принадлежит руководителю Театра наций Евгению Миронову и критику Роману Должанскому. Драматургом значится Ольга Федянина (не понаслышке знакомая с тем, как такие вещи делаются в Германии). А монтажом десятка фрагментов в единое полуторачасовое целое занимались режиссер Филипп Григорьян и художник Галя Солодовникова.

Обаяние этой затеи в неюбилейной легкости благоустройства московской театральной жизни, над которой стремительно, всего-то за несколько месяцев, сгустились тучи идеологического маразма. Сделать такой променад-театр (это, собственно, название жанра) - как велодорожку проложить. А то, что она идет по парку ужасов, - ну так уж получилось.

Один из важных, пусть и в шутку разыгранных лейтмотивов «Лабиринта» - напоминание о том, что шекспировский театр, бессмертная классика, оплот традиции и т. д. - тот еще ад. «Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык», - зачитывают в одном из пунктов экскурсии калькуляцию изуверств из «Тита Андроника», сделанную шекспироведом Александром Аникстом. А в следующем фрагменте Лавиния из этой пьесы мутирует в леди Макбет, становится жертвой и палачом в одном лице - и все силится смыть кровь со своих, отдельно на полу лежащих, рук. В этом эпизоде гротеск и гиньоль хотели бы обернуться драмой - во всяком случае, актриса Елена Морозова, кажется, играет вполне всерьез. Но попытки серьезности (вроде волкостреловской сценки «Фортинбрас» с чтением стихов Варлама Шаламова) тонут в общем озорстве затеи, и это, видимо, неизбежно: променад - легкий жанр. Можно, конечно, на эту велодорожку и поворчать, но лучше по ней прокатиться.