Европа ставит на Шах-Дениз

Европа готова инвестировать почти 6 млрд евро в строительство трубопроводов для закупок сырья из Азербайджана, Туркмении и Ирана
Murad Sezer/ Reuters

Европейский союз собирается продлить маршрут поставок газа по «Южному газовому коридору» из Азербайджана от его конечной точки на юге Италии вглубь континента, сообщил «Ведомостям» представитель Еврокомиссии (ЕК). На 2014-2020 гг. утверждена программа строительства газопроводов, в том числе между Испанией и Францией, которые также рассчитывают получать каспийский газ. Для этого сформирован специальный фонд в объеме 5,8 млрд евро. Это позволит Европе увеличить поставки газа из Азербайджана и начать экспорт из Туркмении и Ирана (в случае снятия санкций), сообщил он.

Испания заинтересована в проекте «Южный газовый коридор», заявил на прошлой неделе в Баку испанский министр иностранных дел Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо (его цитировал «Интерфакс»). Французская GDF Suez еще в конце прошлого года заключила контракт на покупку в Азербайджане 2,6 млрд куб. м газа в год с 2019 г. Получать азербайджанский газ хочет даже Польша, говорил в апреле министр экономики страны Януш Пехочиньский.

Проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 г. системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз (запасы 1,2 трлн куб. м, оператор BP, 10% в проекте принадлежит «Лукойлу») через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. По ним планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в Турцию и 10 млрд куб. м в Европу. «Газпром» поставляет в ЕС более 160 млрд куб. м в год, обеспечивая треть европейских потребностей. Поэтому «Газпром», который собирается к 2018 г. построить через Балканы газопровод «Южный поток» мощностью 63 млрд куб. в год, всегда отрицал возможность конкуренции с азербайджанским газом.

Туркмения и Иран прежде тоже назывались потенциальными участниками «Южного газового коридора». Между Туркменией и Азербайджаном планировалось строительство соединительного транскаспийского газопровода, но договориться они не смогли. Вместо этого Туркмения начала экспорт газа в Китай. Поэтому сейчас Европе уже не стоит рассчитывать на туркменский газ, считает завотделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова. В пятницу представитель SOCAR не отвечал на звонки.

Митрова считает, что иранский газ если и может прийти в Европу, то в долгосрочной перспективе. Запасы газа в Иране сопоставимы с российскими и являются одними из крупнейших в мире (около 34 трлн куб. м). «Сравнение экономики поставок газа по разным маршрутам в ЕС должно быть комплексным и учитывать не только операционные издержки, но и необходимые капитальные вложения (прежде всего на транспортировку), а также налоговые условия. Ведь зачастую именно они являются определяющими при принятии решений по проекту», - замечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.

Азербайджанский газ в Европе не станет серьезной альтернативой российскому. Запасы Азербайджана не столь велики, а себестоимость добычи высокая, говорит старший научный сотрудник ИМЭМО Михаил Субботин. В Туркмении и Иране газ дешевле. Многое зависит от России и ее действий, которые либо продолжат подстегивать европейцев искать альтернативу быстрее, либо сдержат этот процесс.