Статья опубликована в № 3582 от 05.05.2014 под заголовком: Правила игры: Георгиевская ленточка и фламандские маки

Правила игры: Георгиевская ленточка и фламандские маки

Sergei Grits / AP

Неизвестно, знал ли Уолли Олинс - британский первосвященник религии брендинга, ушедший из жизни в середине апреля, - о существовании георгиевской ленточки, но если знал, то, скорее всего, высоко оценивал этот символ российского патриотизма. Пионера понятия «нация как бренд» наверняка впечатляло, как в 2013-2014 гг., спустя девять лет после запуска первой акции по распространению лент, знак уважения к ветеранам Великой Отечественной войны превратился в некий символ общей любви к России и приверженности проводимой нашей страной политике. Сейчас георгиевскую ленточку уже гордо носят и участники антимайдана, и бойцы «Беркута», и борцы за свободу Крыма, и сепаратисты восточной Украины.

Подобная эволюция георгиевской ленты как бренда не была, однако, заранее спланированным результатом последовательных действий ни организаторов первоначальной акции, «РИА Новости», ни российских властей - правительство Санкт-Петербурга, например, ежегодно закладывает в городской бюджет более 2 млн руб. на подготовку и проведение этой патриотической акции. Хорошая, но не до конца продуманная изначальная идея была отпущена в свободное плавание, что уже превратило ленту в эрзац патриотических чувств вообще и истинного выражения уважения ветеранам ВОВ в частности. Реальной помощи последним от распространения ленты нет.

В связи с этим полезно посмотреть на британский аналог георгиевский ленты - цветок красного мака. В Великобритании с 1920-х гг. цветок использовался как символ памяти о солдатах, погибших на полях Первой мировой войны. Символ возник в стихотворении «На полях Фландрии» Джона Маккрея, канадского врача и поэта: в этих стихах маки распускаются на свежих могилах солдат, похороненных на поле боя после второй битвы при Ипре.

Со временем цветок мака стал символом памяти и уважения к ветеранам всех войн, а не только Первой мировой. Бумажные цветки распространяются Королевским британским легионом (RBL) и Фондом Хейга - благотворительными организациями, предоставляющими финансовую, социальную и эмоциональную поддержку членам и ветеранам британских вооруженных сил и их семьям. Цветки не имеют фиксированной цены и распространяются волонтерами в обмен на пожертвование любого минимального размера в пользу ветеранов и являются основным источником дохода RBL.

В преддверии Дня поминовения и скорби - 11 ноября - члены британской королевской семьи, политики, общественные деятели и население в целом носят маки на одежде, прикрепляют на машины и т. п. Ношение цветка мака в этот период по негласному правилу считается обязательным для любого спикера, появляющегося на телевидении.

Как видите, сходств между британским маком и нашей георгиевской ленточкой масса. Разница, однако, в том, что, призывая население страны помнить о ветеранах, раздавая-продавая маки, организаторы акции оказывают прямую поддержку славным воинам прошлого. Станет ли когда-нибудь и наша георгиевская лента таким же подлинным символом примирения и объединения поколений?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать