Res Publica: Страна без городов

Российские города, особенно небольшие, не похожи на те города, к которым привыкли жители стран Западной Европы и Северной Америки. Для любого россиянина, приезжающего за рубеж, отличия видны невооруженным глазом. Что такое пространство классического зарубежного города? И в чем его отличие от пространства современного российского города?

Прежде всего, это общее пространство, внутри которого удобно и безопасно разным горожанам. Это пространство включает в себя дворы, улицы, парки, площади, скверы и набережные, которые устроены с учетом интересов и практик разных групп населения (так, в них предусмотрены зоны для детей, подростков, инвалидов, взрослых и т. д.). Правила использования этого пространства прозрачны, а интересы разных категорий горожан, использующих это пространство, по возможности учтены. Именно поэтому оно позволяет горожанам избежать конфликтов при совместном пользовании этим пространством. Такое пространство делает возможным коммуникацию «разных и равных»: позволяет горожанам видеть друг друга. Структура этого пространства достаточна гибкая, поскольку она задается, определяется и сохраняется с учетом пожеланий и потребностей жителей города.

Для большинства жителей российских городов городское пространство исчерпывается жильем и местом работы. Общих пространств в описанном выше европейском понимании (городское пространство в первую очередь как пространство публичное - пространство, в котором взаимодействуют «разные, но равные») в российских городах практически нет. Конечно, во всех российских городах есть парки, улицы и дворы, но они функционируют по правилам, отличным от европейских. В сущности, сегодня они являются просто переходом, связывающим дом и работу.

Общие пространства в российских городах давно превратились в транзитные. В силу того, что эти пространства не обустроены как пространства общие, т. е. ничем не наполнены, их не видят - сквозь них просто проходят. Большая часть жителей города использует эти пространства исключительно как переходные, в сущности, для них это пространственный тоннель, который соединяет личные пространства дома и работы. Функция этого тоннеля - переход, он не приспособлен для какого-либо общего досуга. Транзитное пространство не предполагает необходимости коммуникации и взаимодействия или сводит такую необходимость к минимуму, в нем у жителей мало возможностей заметить друг друга. Правила пользования и требования к транзитному пространству просты. Они сводятся к тому, чтобы это пространство было удобным переходом. Оно не публично по самой своей сути. В сущности, современный российский город состоит из пустот, которые связывают дом и работу. В этом смысле Россия - страна без городов.

Однако это не значит, что жителей российских городов устраивает такое положение вещей, что эта структура городского пространства кажется им удобной и не нуждающейся в изменении и улучшении. В ходе проекта «Партиципаторное бюджетирование», финансируемого Комитетом гражданских инициатив и реализуемого исследовательским центром Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге в двух российских городах Череповце и Сосновом Бору, выяснилось, что горожан больше всего волнует именно отсутствие такого общего пространства. Безусловно, внимание жителей привлекают и такие традиционные в своей нерешенности проблемы, как образование, здравоохранение и ЖКХ. Но вопреки социологическим опросам большинство городских проблем, в решении которых жители были готовы непосредственно участвовать, были связаны именно с общим городским пространством, точнее, с его отсутствием. Родители с маленькими детьми, владельцы домашних животных, любители пеших прогулок, велосипедисты и множество других категорий горожан получили возможность в ходе проекта озвучить именно те городские проблемы, которые они хотели решить сегодня.

Для того чтобы транзитное пространство смогло снова стать общим и начать функционировать как публичное, у жителей города должна быть возможность влиять на его устройство. Однако именно этой возможности у жителей нет. Такая возможность подразумевает взаимодействие по поводу использования и обустройства общих городских пространств, во-первых, с другими жителями города, во-вторых, с властью (представителями администрации). Для осуществления этой возможности необходимы новые формы коммуникации между жителями и администрацией, в процессе которой вырабатывались бы новые правила взаимодействия между ними.

Одной из таких возможностей являются проекты, подобные партиципаторному бюджетированию, суть которых сводится к тому, что городская администрация каждый год выделяет из городского бюджета средства (от 1 до 5% годового бюджета), а комиссия, состоящая из горожан, набранных по жребию, решает, как эти средства должны быть потрачены. Такие проекты позволяют создать новый формат взаимодействия - выстроить диалог между администрацией и горожанами так, чтобы они смогли услышать друг друга и прийти к таким совместным решениям, благодаря которым общее городское пространство сможет возникнуть. Только такие решения позволят превратить те городские пространства, которые давно стали транзитными, в те публичные пространства, из которых и складывается город.