Праздники с отложенным эффектом

У россиян праздничных дней гораздо меньше, чем у израильтян или японцев, но гораздо больше, чем у британцев или белорусов. Прямой корреляции между уровнем жизни и количеством праздников в стране нет - причина в другом, намекают эксперты
А. Таранин

Накануне праздников ГК ForexClub сравнила, в каких странах уровень жизни населения выше: там, где больше работают, или там, где больше отдыхают. Согласно данным обзора, лидерами по числу официальных праздничных выходных являются Израиль и Шри-Ланка - выходных там 25 и 24 дня соответственно. В Бразилии - 21 день, в Китае - 16, в Японии - 15, в Южной Корее - 13. От 10 до 13 дней отдыхают жители Западной Европы. Меньше россиян (12 дней) отдыхают в Великобритании и на Кубе, где всего восемь праздничных выходных, а также в Белоруссии (9 дней).

В ГК ForexClub приняли во внимание такие параметры оценки, как ВВП на душу населения (по данным Всемирного банка) и средняя заработная плата. Стоимость услуг ЖКХ, бензина, продуктов и проезда в транспорте везде разная, поэтому, чтобы оценить реальный доход, аналитики предложили забавный расчет: сколько на среднюю зарплату той или иной страны можно купить знаменитых бутербродов бигмак из McDonald's.

Итак, по числу купленных бутербродов рейтинг стран выглядит следующим образом: Япония, Великобритания, Германия, Израиль, Россия, Китай, Белоруссия. И он опровергает предположение о том, что хорошо живет тот, кто много работает. Япония, число выходных в которой превышает среднее значение, рассчитанное ЮНЕСКО (12,2 дня), по реальным доходам населения обходит даже Великобританию - рекордсмена по числу рабочих дней, не говоря уж про трудолюбивую Республику Беларусь. «Если посмотреть в целом, то развитые страны (Япония, Великобритания, Германия) по уровню жизни обходят развивающиеся, - говорит Ирина Рогова, аналитик ГК ForexClub. - И это вполне логично, поскольку производительность труда там выше. А значит, они вполне могут позволить себе дополнительный выходной».

Для работы нужен стресс

«Производительность труда падает не только после праздников, но даже раньше - за один-два дня до них», - комментирует обзор Александр Бочкин, основатель системы учета рабочего времени CrocoTime. В первый день после праздников производительность всегда ниже в 2-3 раза, настаивает он, ссылаясь на данные Минздравсоцразвития: во время отдыха мы позже просыпаемся по утрам, не испытываем стресса из-за неотложных задач, биоритмы сбиваются - и в результате оказывается, что работник не готов столкнуться с суровыми трудовыми буднями.

«Если брать усредненные данные, то можно вывести группы сайтов, которые чаще посещают сотрудники после праздников, - продолжает Бочкин. - В первую очередь это социальные сети. Сотрудники делятся впечатлениями, фотографиями и комментариями в Facebook, «В контакте» и «Одноклассниках», рассказывают подробности своих каникул в ЖЖ, просматривают Instagram, пишут посты в Twitter. Вторые по популярности - туристические сайты о путешествиях. В-третьих, повышается активность в просмотре сайтов по интересам или развлекательных порталов: среди сотрудников наших клиентов популярны интернет-проекты о рыбалке, автомобилях, футболе, электронные версии глянцевых журналов. А у одного из клиентов (IT-компания) значительно выросло время посещения новостных порталов, т. е. после четырех дней отдыха люди хотят знать, что происходит в мире».

Праздничные поблажки

«В середине майских праздников и сразу после них деловая активность падает, - делится опытом своей компании Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу и корпоративным коммуникациям Maykor (поставщик услуг в области аутсорсинга IT и бизнес-процессов). - Наши продавцы, например, в это время просто ждут, когда вернутся из отпуска многие клиенты. Вот почему в майские праздники мы ориентировали персонал на работу над внутренними проектами, которые не требуют внешних коммуникаций, - это внедрение программных продуктов, таких как CRM, корпоративные порталы, базы знаний».

«У нас есть не только российские, но и западные клиенты, которые на майские праздники не отдыхают, - говорит Александр Шашкин, гендиректор исследовательской компании Online Market Intelligence. - При сегодняшнем состоянии экономики нельзя снижать производительность, поэтому мы оставляем дежурных, продолжаем принимать заказы. Единственное послабление - более спокойно относимся к работе из дома, не заставляем всех сотрудников непременно приезжать в офис».

Предоставить послабления готовы даже компании, у которых есть производство. Так, в компании «3М», по словам Ирины Механик, руководителя отдела коммуникаций, для сотрудников производственного отдела рабочий график составляют таким образом, чтобы в праздничные дни люди имели возможность отдохнуть. «Например, 1 мая был для них нерабочим днем, - рассказывает она. - Но в остальные дни все работают в обычном графике и с полной отдачей. В начале каждой смены перед операторами и бригадирами ставится план, выполнение которого проверяет начальник смены».

По словам Сергея Алпатова, директора по маркетингу компании «3М Россия», планирование месяцев, в которых есть длительные праздничные дни, происходит на уровне планирования года с учетом ожидаемой разницы в объемах продаж от месяца к месяцу. «Четкого процента падения продаж нет, он зависит от бизнеса и специфики сегмента рынка, но обычно январь и май действительно рассматриваются как месяцы, в которых ожидаемый оборот меньше», - говорит Алпатов.

«Поскольку продукция у нас сложная, мы максимально упростили производственную и штатную структуру, избежали масштабных наборов низкоквалифицированного рабочего персонала, смогли обойтись без людей, занятых исключительно поддержанием производственных цепочек, - рассказывает Дмитрий Зленко, гендиректор «НПО Медприбор» (разработка и производство медицинских изделий). - Если разделить весь оборот компании на число сотрудников, получатся неплохие цифры, указывающие на высокую производительность труда». Не падает производительность компании и в праздничные дни, замечает Зленко: «У нас задействованы сотрудники, готовые дневать и ночевать на работе».

Накопить производительность

«Мне встречались люди - заместители начальников управлений, - которые так и говорили: начальство уехало, теперь будет возможность поработать, - рассказывает Анна Бурова, директор по консалтингу и организационному развитию WardHowell. - И с головой погружались в анализ статистики, планирование, организацию документов, изучение отложенных документов, требующих вдумчивости и сосредоточенности, чтение деловой литературы». Все эти виды деятельности принципиально влияют на производительность труда, даже если это происходит в отсроченном и не сразу заметном виде, убеждена Бурова: «После праздников вернувшееся начальство и клиенты заставят погрузиться в текучку, но привычные ежедневные задачи будут решаться уже на новом уровне. Поэтому всем руководителям я советую: поручения, которые вы оставляете своим сотрудникам, работающим в праздничные дни, должны быть аналитического плана».