Статья опубликована в № 3586 от 12.05.2014 под заголовком: Налоговый маневр на дороге

Налоговый маневр на дороге

Поручение президента увеличить вдвое строительство автодорог может быть не выполнено - не хватает денег, предупредили правительственные чиновники. У дорожных фондов может появиться новый источник доходов
Региональные дороги подождут финансирования
Александр Рюмин / ИТАР-ТАСС

Поставленная президентом задача удвоения строительства автомобильных дорог <...> сопряжена с определенными рисками», - заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании правительства в четверг (цитаты по government.ru). Это связано с изменением темпов индексации акцизов на топливо, пояснил он.

Топливные акцизы - основной источник наполнения региональных дорожных фондов, на них приходится свыше 70% поступлений. С 2011 по 2013 г. планировалась ежегодная индексация ставок на 1 руб., напомнил министр транспорта Максим Соколов, но полностью этот план был выполнен только в 2011 г. С 2012 г. были введены дифференцированные ставки акцизов в зависимости от экологического класса топлива (см. также врез). В результате региональные дорожные фонды за два прошедших года недополучили около 70 млрд руб., сообщил Соколов.

Из-за дефицита финансирования регионы рискуют не выполнить поручение президента - построить к 2022 г. 42 000 км дорог, предупредил Соколов: мониторинг показал, что в ближайшие три года они введут только четверть от необходимого - 10 000 км. На поддержку Федерального дорожного фонда регионам сильно рассчитывать не приходится. В ближайшие три года за счет его средств планируется построить только 2300 км дорог регионального и местного значения, рассказал Соколов.

Доходы региональных дорожных фондов снижаются, подсчитывали в ассоциации территориальных органов управления автодорогами «Радор»: в 2014 г. они составят 338,4 млрд руб. против 436,4 млрд в 2013 г. Поручение Путина уже не выполняется, считают эксперты: в 2013 г. регионам нужно было ввести в эксплуатацию 1741 км трасс, а удалось - 1528 км.

Есть риски, что не удастся удвоить объемы строительства и федеральных дорог, предупредил Соколов. Должно быть построено 7500 км, но финансирование госпрограммы сократилось почти на 6,7% (на 489 млрд руб. до 6,85 трлн).

Неразвитость региональной инфраструктуры создает риски и для федеральной, сказал «Ведомостям» предправления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах: федеральные дороги будут превращаться в часть региональной дорожной сети, что затормозит скорость магистрального грузопотока.

Минтранс оценивает дополнительное финансирование регионального дорожного строительства в 1 трлн руб. до 2022 г., рассказал эксперт, участвующий в обсуждении. Цифра реальная, подтверждает человек, близкий к Минтрансу: для удвоения сети региональным фондам ежегодно требуются дополнительные 100-120 млрд руб. Представитель Минтранса расчеты не комментирует.

Двухполосные автомобильные дороги, которые не требуют переноса коммуникаций и дорогой подготовки территорий, обходятся примерно в 100-200 млн руб. за 1 км, рассказывает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Получается, что на ввод 32 000 км трасс регионам потребуется от 3,2 трлн руб. Сумму можно несколько снизить за счет привлечения частного инвестора, отмечает Ковалев, доля частного капитала в проекте может достигать и 50-60% затрат при хорошем трафике. Но деньги, а также доходность все равно придется возвращать через плату за доступность, признает эксперт. К тому же привлекать инвестиции через проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) могут только «кредитоспособные заемщики», указывают в методических рекомендациях для регионов Центр развития ГЧП и Минэкономразвития.

Поможет налоговый маневр в нефтяной отрасли, сказал Дворкович. В правительстве обсуждаются снижение экспортной пошлины на нефть до уровня казахстанской (она будет $80 за 1 т; сейчас - $384,4 за 1 т) и одновременное повышение НДПИ. По оценкам Московского нефтегазового центра EY, исходя из данных Минфина базовая ставка НДПИ может вырасти с 530 до 1100 руб. за 1 т. Так российские чиновники хотят снизить будущие потери бюджета от полной либерализации торговли нефтью внутри Таможенного союза (единый нефтяной рынок страны союза хотят создать до 2025 г.). Но обнуление пошлины привело бы к росту внутренних цен на нефть (рассчитываются как разница между экспортной ценой и пошлиной вместе с расходами на транспортировку) и, как следствие, на бензин. Избежать подорожания топлива можно за счет обнуления акцизов, говорили чиновники Минфина, но это опустошит дорожные фонды.

«В ближайшие месяцы предложим сбалансированный вариант, который в том числе позволит в полной мере обеспечить финансирование дорожных фондов, - заверил Дворкович. - В этом случае они будут финансироваться не только за счет акцизов, но и за счет других налогов». Работа идет, о параметрах говорить преждевременно, сказал представитель Дворковича. Ясность будет после 29 мая, рассказывает федеральный чиновник: тогда будет подписан договор о создании Евразийского экономического союза (см. также статью на стр. 05).

Поручения президента - это минимум, который необходим для развития дорожной сети, считает гендиректор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Региональных связок практически нет, говорит он: как и в начале XX в., все потоки идут через Москву. А существующим региональным дорогам грозит полная деградация, предупреждает он: в половине регионов отремонтировано менее 20% от необходимого. Сейчас в цене владения автомобилем доля платежей в дорожные фонды составляет 6-9%, говорит он: «Такого больше нигде нет».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать