Для Крыма не жалко

Ради Крыма правительство готово жертвовать инвесторами: регион получит деньги, обещанные на мост через Лену и порт Тамань
ИТАР-ТАСС

Потратить средства, предназначенные для этих двух проектов, на Крым предложил помощник президента Андрей Белоусов (его письмо цитирует Bloomberg).

Инфраструктурные проекты будут пересмотрены для перераспределения средств на нужды Крыма, сообщила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: «Это практически решенный вопрос». Но это не означает отказа от проектов - просто они могут быть отложены, подчеркивает она.

Маневр позволит высвободить 112 млрд руб. (71 млрд, предусмотренный на порт Тамань, и 41 млрд - на мост), подсчитал Белоусов. Только на строительство и реконструкцию инфраструктуры в Крыму (дороги, энергообеспечение, ЖКХ, мост через Керченский пролив) до 2020 г. требуется 500-900 млрд руб., оценивал министр по делам Крыма Олег Савельев.

И порт, и мост через Лену должны были стать крупными инвестпроектами с привлечением частных денег (см. врез). Инвестор для строительства моста уже был найден - консорциум «Транспортные концессии (Саха)» во главе с «ВТБ капиталом». В него вошли УСК «Мост», «Бамстроймеханизация» и институт «Стройпроект». Партнером должна была стать и французская Vinci Concessions. Право войти в консорциум есть и у РФПИ.

В начале апреля консорциум был объявлен победителем: он согласился на государственное софинансирование в 38,9 млрд руб., стоимость строительства оценивалась в 46,7 млрд руб. Частник должен вложить не менее 15% этой суммы, за шесть лет спроектировать и построить мост и затем обслуживать в течение восьми лет, за это государство заплатит 15,97 млрд руб.

Но первые платежи пойдут только в 2016 г., объясняет один из чиновников, курирующих проект: пока деньги предусмотрены только в законе о бюджете - на плановый период до 2016 г., а в ФЦП проекта пока нет. Раз деньги нужны только в 2016 г., шанс подписать соглашение с победителем есть, идут переговоры, говорит он. Вопрос не закрыт, оптимистичен другой чиновник.

Вчера компании консорциума встретились с руководителем Росавтодора Романом Старовойтом, сообщило ведомство: решено продолжать переговоры в сроки, отведенные конкурсной документацией - до 22 декабря, соглашение нужно заключить не позднее 14 января 2015 г.

Отказ концедента (т. е. государства) в данном случае позволяет победителю конкурса требовать возмещения реального ущерба, замечает Илья Скрипников из Dentons. Задаток должен быть возвращен, продолжает он, вопрос в том, можно ли считать ущербом и расходы акционеров проектной компании на участие в конкурсе - например, оплату консультантов. Закон о концессиях прямо указывает, что концессионное соглашение - это гражданско-правовой договор, отмечает Роман Чураков из Herbert Smith Freehills. По сложившейся судебной практике победитель общегражданского конкурса все-таки может принудить государство к заключению договора, говорит он, но на концессионных соглашениях эта норма еще ни разу не тестировалась.

УСК «Мост» готова участвовать в проекте, уведомлений от Росавтодора об изменении сроков подписания соглашения не поступало, говорит представитель компании. Представитель «ВТБ капитала» не ответил за запрос «Ведомостей». Его коллеги из Vinci Concessions, Росавтодора и Минтранса от комментариев отказались.

Инвесторы должны понять, что после присоединения Крыма финансирование будет перераспределяться в его пользу и двумя транспортными проектами дело вряд ли ограничится, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: «Цена Крыма, скорее всего, будет расти».