Статья опубликована в № 3588 от 14.05.2014 под заголовком: Отстающее развитие

Отстающее развитие

Минэкономразвития предупреждает: даже если не мешать российской экономике расти, она будет быстро отставать от мировой
Дешевеющий рубль поможет исполнить бюджетные обязательства, но не поможет экономике
Е. Разумный / Для Ведомостей

Завтра правительство рассмотрит макроэкономический прогноз на 2014-2017 гг. (копия документа есть у «Ведомостей»), скорректированный Минэкономразвития. В апреле министерство предлагало стимулировать экономику бюджетным рычагом. Теперь оно от этой идеи отказалось и рекомендует правительству в качестве базового варианта прогноза наиболее консервативный (см. таблицу на стр. 04).

Этот вариант предполагает сохранение инерции, консервативную инвестиционную политику бизнеса при сокращении - в реальном выражении - государственных инвестиций. По базовому прогнозу, рост экономики в 2014 г. составит 0,5%, в 2015 г. - 2% (2,4% прогнозировалось в апреле). Не исключена и рецессия в первом полугодии, но за год экономика в базовом сценарии выйдет в плюс - если не будет экономических санкций и снизится внешнеполитическая напряженность; если она сохранится, ВВП в 2014 г. сократится на 0,2-0,3%.

В кратко- и среднесрочной перспективе у России достаточно резервов для компенсации большей части потерь, в долгосрочной же санкции могут расшатать бюджет, сократить возможности модернизации из-за ограничений на импорт технологий, инвестиций и передовых практик, пишет Минэкономразвития. За геополитический конфликт Россия расплатится технологическим отставанием, за инерцию - сокращением доли в мировой экономике. В базовом сценарии за пять лет, с 2013 по 2017 г., разрыв в приросте мировой и российской экономики будет двукратным: 19,8% против 9,6%.

Несмотря на столь существенное замедление, вероятность того, что рост окажется еще ниже, превосходит вероятность того, что рост будет выше, чем в базовом прогнозе, пишет Минэкономразвития. Продолжение российско-украинского кризиса может привести к ухудшению условий заимствования, росту премии за риск и усилению оттока капитала, что вызовет ослабление рубля, рост инфляции и сокращение потребительской уверенности.

Сохраняется и риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также торговых санкций, направленных на снижение энергозависимости Европы от России, перечисляет министерство.

Без дополнительных расходов

Торможение экономики ведет к сокращению доходов бюджетной системы (до 36,4% ВВП в 2017 г. с 37,3% в 2014 г.), но федеральный бюджет выигрывает от девальвации, настаивает Минэкономразвития: в 2014 г. - 700 млрд руб. В числе приоритетов для дополнительных расходов - программа развития Крыма, малый бизнес, высокотехнологичная медицинская помощь, инновационные кластеры, перечисляет министерство; порядка 270 млрд руб. потребуется на оздоровление предприятий и банков - средства можно взять из фонда национального благосостояния.

Минэкономразвития не учитывает, что с источниками финансирования дефицита бюджета - приватизацией и займами - выйдет провал, предупреждает чиновник Минфина: девальвация едва заместит эти источники и недополученные из-за стагнации ненефтегазовые доходы.

Использование допдоходов на госинвестиции требовало смягчения бюджетного правила, но президент Владимир Путин поддержал Минфин и решил правило не менять. Все показатели макропрогноза уже согласованы на совещании у премьера 6 мая, сказал «Ведомостям» сотрудник аппарата правительства, базовый вариант признан более реалистичным.

Причины инвестиционного провала, во-первых, в инвестициях естественных монополий, что требует повышать эффективность их работы в условиях ограничения роста тарифов и цен на газ; во-вторых, в росте неопределенности, связанной с геополитическими, экономическими факторами, состоянием финансовых рынков, говорит чиновник Минфина.

Бюджетное правило рано или поздно придется менять - оно несовершенно, признает чиновник Минфина: «Но в бюджетный цикл 2015-2017 гг. входим в рамках действующего законодательства».

Без инвестиций

В сравнении с апрельской версией в базовом сценарии сильнее спад инвестиций в 2014 г.: 2,4% (было 1,9%). Снижение прежде всего касается инвестиций частных компаний - на 2,6%, причина - рост общей неуверенности, усиленный геополитическими рисками и снижением доступа к заемным ресурсам как на внешнем, так и на внутреннем рынках, пишет Минэкономразвития. Отток капитала, по его оценкам, в 2014 г. составит $90-100 млрд, а рост кредитования предприятий замедлится до 10,6%.

Отчасти сокращению инвестактивности способствует политика ЦБ - его ориентир по инфляции Минэкономразвития считает жестким, еще больше снижающим экономическую активность. Министр экономического развития Алексей Улюкаев считает целесообразным снизить ставку, дважды повышенную в этом году, уже в июне.

Без уверенности

Существенным фактором снижения темпов роста экономики стало потребление, пишет министерство. Высокий рост розницы в I квартале (3,5%) в отличие от прежних периодов почти полностью был профинансирован уменьшением сбережений населения: чистая норма сбережения (сезонно очищенная) снизилась в I квартале 2014 г. до 5,4% - исторический минимум. Рост реальных доходов населения прекратился (в I квартале 2014 г. они снизились на 2,4%), что дает основание предполагать разворот позитивного тренда розничной торговли в ближайшие месяцы, говорится в прогнозе. На доходы будет давить более высокая, чем казалось в 2013 г., безработица и повышенная инфляция.

Индекс потребительских цен к июню достигнет пика в 7,5-7,6% и замедлится до 6% к концу года, ожидает Минэкономразвития, но существует риск и более высокой инфляции - до 6,5%, в том числе из-за возможного ослабления рубля и роста цен на зерно.

Поддержки экономики со стороны экспорта, как в 2013 г., не будет: физические поставки экспорта сократятся на 0,3% за счет продовольствия, топливно-энергетических товаров и металлов, вклад экспорта в ВВП будет не положительным, как ожидалось, а отрицательным.

Еще одним изменением стало понижение номинальных объемов ВВП на 2015-2017 гг. За счет этого более высокие, чем в апрельском варианте, темпы роста экономики в 2016-2017 гг. (2,5 и 2,3% соответственно против 2,2 и 3,1%) смотрятся логичнее, считает чиновник Минфина, зато вызывает вопросы повышение в сравнении с апрелем прогноза прибыли прибыльных предприятий - в 2014 г. она вырастет на 14% к 2013 г.

Курс рубля, также скорректированный Минэкономразвития в сторону укрепления в 2014-2015 гг., Минфину по-прежнему кажется заниженным. Импорт уже сокращается, а произошедшая девальвация вкупе с жесткой денежно-кредитной политикой способствуют скорее укреплению рубля, чем ослаблению, считает чиновник Минфина. В 2016-2017 гг. Минэкономразвития ждет еще более слабого рубля, чем прогнозировало в апреле: доллар будет стоить 39,7 руб. (было 38,5 руб.) в среднем за 2017 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать