Без гриппа не заработать

Продажи «Фармстандарта» в I квартале 2014 г. снизились на 18%, а портфеля выделенного из него «Отисифарма» - более чем на 28%. Виновато отсутствие эпидемии гриппа, объясняет компания
В.Филонов/ MT

«7 нозологий» подвели. 15,2%

составило снижение продаж «Фармстандартом» товаров сторонних производителей (они упали до 2,6 млрд руб.). В I квартале, объясняет компания, не было государственных закупок по программе «7 нозологий», по которой Минздрав за бюджетные деньги закупает наиболее дорогие лекарства

Продажи крупнейшего российского производителя лекарств - «Фармстандарта» в I квартале 2014 г. составили 7,47 млрд руб. - это на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила компания. Продажи рецептурных лекарств собственного производства «Фармстандарта» за январь - март выросли на 5,8% до 1,58 млрд руб., а вот продажи безрецептурных упали на четверть до 3 млрд руб. Большим падение продаж было только в I квартале 2012 г.: тогда выручка компании снизилась на 30%, продажи безрецептурных лекарств - на 34%. Из-за отсутствия эпидемии гриппа на складах дистрибуторов лекарств было достаточно запасов для удовлетворения текущих потребностей, объяснял тогда «Фармстандарт».

В январе - марте этого года выручка снизилась также из-за «беспрецедентного отсутствия эпидемии», пишет «Фармстандарт». Это повлияло и на продажи портфеля компании «Отисифарм» (она в результате реорганизации «Фармстандарта» получила его брендированный безрецептурный бизнес): они упали в I квартале на 28,28% до 2,45 млрд руб. Эпидемии гриппа в России не было со второго полугодия 2013 г., так что продажи противопростудных и противогриппозных препаратов сократились на 16% в рублях и на 20% - в упаковках, пишет компания.

В целом по рынку похожая динамика, свидетельствуют данные аналитической компании DSM Group: продажи противовирусных лекарств в I квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 15,2% в рублях и на 20,3% в упаковках - до 6,39 млрд руб. и 28,59 млн упаковок.

В продажах аптек на противовирусные и противогриппозные лекарства приходится небольшая доля, но эпидемия заставляет людей приходить в аптеки и позволяет продавать и другие препараты, а также нелекарственный ассортимент - например, бумажные платочки или мюсли, говорит сотрудник одной из аптечных сетей. Рост продаж противовирусных препаратов в осенне-зимний период позволяет аптекам увеличить рентабельность и выжить в мертвый летний сезон, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Отсутствие эпидемии гриппа в I квартале 2014 г. подпортило отчетность многим игрокам фармрынка. Сопоставимые продажи аптечного сегмента «Протека» в январе - марте снизились на 1,8%. В I квартале 2013 г. была эпидемия гриппа, чего не произошло в I квартале 2014 г., поэтому сопоставимые продажи оказались не такими высокими, как в прошлом году, объяснял президент «Протека» Вадим Музяев. Выручка Alliance Boots в России (ей принадлежит дистрибутор лекарств Alliance Healthcare Rus) за финансовый год, завершившийся 31 марта 2014 г., от сопоставимых продаж сократилась на 18,8%, признавалась компания в годовом отчете Alliance Boots, причина - снизившийся спрос на продукцию и непривычно теплая зима, в итоге бизнес в прошедшем году оказался убыточным.

По данным IMS Health, в I квартале прошлого года как раз из-за эпидемии гриппа рынок вырос на 18-19%. Отсутствие эпидемии гриппа в этом году, несомненно, повлияло на снижение продаж в аптеках примерно на 15%, говорила ранее «Ведомостям» исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.