Статья опубликована в № 3593 от 21.05.2014 под заголовком: Максимальный ретвит: Лайки на Запад

Максимальный ретвит: Лайки на Запад

  • Илья Клишин

Российские власти обратили внимание на интернет еще в середине нулевых годов, но точечный и, скажем так, художественный подход Владислава Суркова не оправдал себя, когда зимой 2011 г. массовые протесты против нечестных выборов были организованы через социальные сети и при фактической поддержке многих онлайн-СМИ.

Пришедшая на пике митинговых страстей новая команда Вячеслава Володина кардинально пересмотрела отношение к работе с сетевой аудиторией, сделав ставку на системное манипулирование общественным мнением через инструменты новых медиа.

Эту работу признали настолько эффективной, что было решено направить это оружие и вовне - на американскую и европейскую аудитории.

По информации источников, близких к администрации президента, предварительная работа началась еще осенью 2013 г. Стратегия была согласована Володиным, после чего подобрали исполнителей и начали создавать инфраструктуру.

Кураторами внешнего направления называют тех же, кто занимался ранее внутренним рынком. Работа на Запад еще только разворачивается, но уже сейчас она становится заметна. Так, две недели назад модераторы сайта британской газеты The Guardian предупредили (http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/may/04/pro-russia-trolls-ukraine-guardian-online) читателей о том, что они имеют дело с «организованной кампанией в поддержку Кремля».

Мне удалось поговорить о проблеме с руководителем стратегического направления The Guardian - немецким публицистом и медиааналитиком Вольфгангом Блау. По его словам, масштабный контент-анализ, который проводят его коллеги в Германии, сейчас показывает взрывной рост «пропутинских» и «пророссийских» сообщений и в сетевом пространстве Германии.

В ближайшее время, уточняют источники, в проект будут вкладывать еще больше денег, к нему будут привлекать все новые команды. Подрядчиками на этот раз не стали традиционно кормящиеся около АП медийные структуры. Источники на рынке связывают это с тем, что те, кто финансирует команды «европейцев» и «американцев», фактически лоббируют своих исполнителей.

При этом сами наемные российские структуры используют субподрядчиков по всему миру. Пока удалось достоверно установить их рабочие контакты с группами в Германии, Индии и Таиланде. Скорее всего речь идет о выходцах из России.

Сейчас выстраиваемая в Америке и Европе система существует в тестовом режиме. Преимущественно они занимаются классической информационно-аналитической работой.

Так называемая группа «Анонимный интернационал» выложила часть документации, возможно связанной с деятельностью одной из основных «американских» команд (скачать папку можно по этой ссылке http://www.sendspace.com/file/q3jft3).

Это новый, внешний отдел «гнезда троллей», которое засветилось в сентябре 2013 г. в расследовании (http://www.novayagazeta.ru/politics/59889.html) «Новой газеты».

Из вскрытых материалов следует, что справки готовятся о демографической структуре основных соцсетей в США, поведении американцев в интернете и актуальных хештегах в твиттере и даже о сообществах, поддерживающих Барака Обаму.

Подробно изучены системы «цензуры» (премодерации) на новостных сайтах. Например, напротив сайта Politico.com указано, что там «допустимы <...> саркастические комментарии против Америки и ее политической активности». А в ремарке к WND.com (World Net Daily) говорится, что там невозможно «прямое оскорбление американцев как нации <...> так же как и вульгарная реакция на политическую работу Барака Обамы», но не запрещено использование слова shit («дерьмо») и его производных.

Кроме этих порталов были также детально изучены сайты The Blaze, The Huffington Post и Fox News: аудитория, владельцы, официальная и реальная редакционная политика, а также отношение к России и Обаме.

Как поясняют сами «ботоводы» в своей пояснительной записке, эти ресурсы были выбраны ими «для тестирования качественных показателей комментариев».

Кстати, из приведенных скриншотов заметно, что оставляемые там комментарии на английском языке часто содержат грубые грамматические ошибки, выдающие в человеке иностранца. Но авторы отчетов делают другие выводы о причинах вялой реакции на их комментарии вроде «Почему американские политики поддерживают Украину в отличие от Афганистана или Сирии?» и «Ты знаешь, что Путин сделал для своей страны и народа?».

Необходимо оставлять более провокационные, более негативные отзывы, резюмируют авторы.

Для стратегически важного сайта Huffington Post будет создана целая рота поддельных аккаунтов. Из писем следует, что из-за сложной системы отображения комментариев (сперва показываются отзывы пользователей с наибольшим числом подписчиков) там планируется «регистрировать и развивать <...> до 100 аккаунтов».

Отдельно проговариваются и рамки возможного в работе с твиттером, фейсбуком и на тематических форумах: «Аккаунты создаются постепенно - целенаправленно, чтобы они не были зарегистрированы в один день». Заполнение их также происходит постепенно - для большей аутентичности.

Впрочем, по итогам тестового режима эта команда делает выводы, что работать будет непросто: американские юзеры что-то подозревают. Приведу цитату полностью: «Становится очевидным: такие [пророссийские] комментарии крайне негативно воспринимаются аудиторией. Кроме того, пользователи интернет-ресурсов предполагают, что данные комментарии были написаны либо из идеологических соображений, либо были оплачены». Такая вот незадача.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать