В сеть за сепаратистами

Член Совета Федерации Андрей Клишас предложил ужесточить наказание за «публичные призывы к нарушению территориальной целостности» России. Теперь пять лет тюрьмы за «призывы к сепаратизму» могут получить даже рядовые пользователи интернета
Возможностей публично критиковать политику властей у россиян все меньше/ М. Сергеев

В своем законопроекте председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас предлагает уточнить действующую редакцию ст. 280.1 Уголовного кодекса (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации). Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, изменения требуются для устранения противоречий между ст. 280.1 и более общей статьей 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), поскольку в нынешнем виде сочетание этих статей «создает конкуренцию норм уголовного законодательства и вносит правовую неопределенность».

Новая статья 280.1 появилась в УК в конце прошлого года по инициативе думских коммунистов (см. врез) и предусматривала наказание от штрафа до 300 000 руб. до лишения свободы на срок до трех лет; те же деяния с использованием средств массовой информации караются уже лишением свободы на срок до пяти лет. Клишас предлагает ужесточить имеющиеся санкции (увеличить срок по ч. 1 ст. 280.1 до четырех лет) и добавить новые - арест на срок от 4 до 6 месяцев, принудительные работы на срок до трех лет и лишение права заниматься определенной деятельностью на тот же срок. Кроме того, сенатор выступает за изменение формулировки ч. 2 этой статьи: если сейчас там говорится об использовании «СМИ, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей», то в поправке Клишаса речь идет о «СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетях». Действующая редакция касается только интернет-ресурсов, которые являются средствами массовой информации, а новая редакция статьи «позволит распространить ее действие на все ресурсы сети интернет», отмечается в пояснительной записке. Другими словами, в случае одобрения поправки к ответственности за «призывы к сепаратизму» можно будет привлечь любого интернет-пользователя, оставившего соответствующие комментарии на любом форуме или в социальных сетях.

Вместе с законопроектом в пакете документов имеются и официальные отзывы правительства и Верховного суда. В правительственном отзыве в нем есть несколько мелких замечаний (в частности, обращается внимание на то, что в законодательстве не определен термин «электронные сети»), но в целом Белый дом инициативу Клишаса поддерживает. В отзыве Верховного суда также нет никаких возражений.

Усиление ответственности за призывы к сепаратизму ни к чему не приведет, а подобные преступления не выявляются, потому что закон не работает, считает депутат Юрий Синельщиков (КПРФ), один из авторов прошлогоднего законопроекта о введении в УК ст. 280.1. «Надо думать, как исполнять действующее законодательство. Сколько можно надеяться, что жестокость победит? В последнее время у нас стало нормой регулировать общественные отношения Уголовным кодексом, это не выход», - убежден коммунист.

Поправки убирают дублирующие положения, увеличивают санкции и расширяют действие, поясняет член профильного комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Рафаэль Марданшин. Но к законопроекту сенатора у депутата тоже есть вопросы: «Нужно посмотреть статистику - насколько исполняется действующее законодательство и нужно ли его дополнять. Хотелось бы понять, с чем связана необходимость жестких санкций - в пояснительной записке к законопроекту нет существенных аргументов для того, чтобы ужесточать закон».

В таком виде инициатива может затронуть и наш МИД в переговорах о территориальном споре с Японией, например, или вопросы самоуправления какой-нибудь небольшой области, считает блогер Олег Козырев. «Законопроект написан под Крым, чтобы исключить возможность любых разговоров по этому поводу. С другой стороны, в последнее время выходит так много подобных запретов и санкций, что мне кажется, люди уже не боятся этого и все равно пишут то, что думают», - полагает эксперт.