Изнанка театра

В Большом театре - премьера оперы «Так поступают все женщины». Творение Моцарта обернулось притчей о недоброй силе искусства
В финале оперы герои обнаруживают себя играющими перед зрителями/ Дамир Юсупов/ Большой театр

Cosi fan tutte - идеальный материал для режиссера: стройная опера Моцарта позволяет добавить в нее мрачности по вкусу. Кто он, дон Альфонсо, на пари заставляющий молодых людей испытывать верность своих невест? Всего лишь трезвый учитель жизни или исчадие ада, мстительно топчущее юные цветы любви? В постановке Флориса Виссера он - владелец театра, по его воле выплывают игрушечные корабли и выходят армии, вокруг героев начинают колдовать малолетние купидончики, их вдохновляют эротическим примером нимфа и сатир. Между тем влюбленные герои совсем не актеры - просто им в жизни необходимо что-то изображать, например страстную любовь. Режиссер это не выдумал: ведь и в музыке Моцарта девушки изъясняются руладами на манер героинь опер-seria. Так и в спектакле Виссера невесты картинно любуются портретами женихов, в то время как женихи выясняют достоинства невест со шпагами в руках. Пари с доном Альфонсо становится всего лишь продолжением этих игр. Сценограф Гидеон Дэйви поворачивает свой «театр в театре» то изнанкой, то лицом к залу. В финале искусство жестоко смеется над заигравшимися дилетантами: герои обнаруживают себя выступающими при публике, которая неодобрительно смотрит на них с обеих сторон занавеса.

В спектакле одновременно костюмном (художник Девеке ван Рей) и концептуальном (драматург Клаус Бертиш) главная роль отведена дону Альфонсо: в холеном исполнении Николая Казанского он запрограммированно напоминает Джона Малковича из «Опасных игр». Состав солистов довольно ровный: Анна Крайникова (Фьордилиджи), Александра Кадурина (Дорабелла), Юрий Городецкий (Феррандо), совсем безупречны Александр Миминошвили (Гульельмо) и Алина Яровая (Деспина), а чувство стиля объединяет всех. Работа дирижера Стефано Монтанари тоже стильная, оркестр звучит энергично, слегка даже по-барочному, речитативы маэстро аккомпанирует сам, заложив палочку за шиворот.

Оценить работу Большого театра высшими баллами мешает сравнение со спектаклем Cosi fan tutte, три года назад поставленным в Перми и приезжавшим в Москву: постановка Маттиаса Ремуса получилась еще красивее и умнее, а музыкальная работа Теодора Курентзиса с ансамблем солистов и оркестром, играющим в аутентичной манере на старинных инструментах, установила планку, до которой теперь сложно дотянуться любому театру.