Статья опубликована в № 3598 от 28.05.2014 под заголовком: Налогового шока для нефтяников не будет

Налогового шока для нефтяников не будет

Правительство отказалось от ускоренной - всего за два года - налоговой реформы на нефтяном рынке. Пошлина на экспорт нефти будет постепенно снижаться, а НДПИ - расти. Какими темпами - чиновникам пока неясно, но решение будет принято в ближайшее время

  • Маргарита Папченкова
Jeyhun Abdulla / Bloomberg

Вчера на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждались параметры большого налогового маневра в нефтяной отрасли: снижение пошлин на экспорт нефти и повышение НДПИ. Об этом «Ведомостям» рассказали участники совещания и подтвердил представитель секретариата Шувалова.

Рассматривались два варианта. Помимо Минэнерго (постепенный маневр, который завершится уже после 2018 г., см. врез) свой вариант разработал и Минфин. Его чиновники назвали этот сценарий «два прыжка»: реформу предлагалось провести всего за два года - в 2015-2016 гг., сообщили «Ведомостям» два высокопоставленных федеральных чиновника и эксперт, участвующий в обсуждениях.

Минфин предлагал в 2015 г. снизить предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть до 42% (сейчас 59%, снижение до 57% предусмотрено действующим бюджетным планом), а в 2016 г. - до 28%, рассказывает чиновник, знакомый с расчетами министерства. Тогда пошлина сравнялась бы с казахстанской - $80. Также должны были снизиться пошлины на темные и светлые нефтепродукты. НДПИ Минфин предлагал повысить в 2015 г. до 750-780 руб., в 2016 г. - до 1010 руб. (сейчас в бюджете в 2014 г. - 493 руб., в 2015 г. - 530 руб., в 2016 г. - 559 руб.).

Но ускоренный вариант не понравился Минэнерго: это будет шоком для индустрии, маневр ударит по рентабельности многих компаний, объяснял чиновник министерства. Снижение пошлин привело бы к росту внутренней цены на нефть (рассчитывается как разница между экспортной ценой и расходами на пошлину и транспортировку). Многие НПЗ сейчас ориентированы на выпуск низкомаржинальных продуктов, например мазута, повышение цен на нефть приведет к тому, что они окажутся на грани рентабельности, объяснял сотрудник крупной нефтяной компании: маневр надо растянуть до 2018 г., когда компании успеют завершить модернизацию своих НПЗ.

Вариант Минфина был отклонен как слишком радикальный, сказал федеральный чиновник. Обсуждение параметров налогового маневра продолжается, говорят представители секретариата Шувалова и Минфина. Договориться нужно до 4 июня. Этот вопрос будет обсуждаться на заседании президентской комиссии по ТЭКу, пообещал нефтяникам на Санкт-Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин. До этого маневр должен быть рассмотрен на совещании у премьер-министра, говорят участники обсуждения.

Постепенный маневр проводится с этого года, но пошлины снижаются очень медленно (в 2016 г. - до 54%). Минфин настаивал на ускорении снижения ставок из-за создания в 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС, соглашение должно быть подписано президентами России, Белоруссии и Казахстана в четверг), а к 2025 г. - единого нефтегазового рынка ЕАЭС. Для российского бюджета это риски, говорили чиновники Минфина: Белоруссия перестанет перечислять пошлину от экспорта нефтепродуктов (около $4 млрд в год), произведенных из российской нефти (страна получает без пошлин нефть - в этом году 23 млн т), и может ввести экспортные пошлины намного ниже российских. Тогда российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию, объясняли собеседники «Ведомостей».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже заявил, что скоро Белоруссия снизит сумму пошлин, перечисляемых в российский бюджет: с 2015 г. - на $1,5 млрд меньше, а с 2016 г., возможно, вообще откажется от компенсации. Пока договорились о $1,5 млрд с возможной корректировкой этой цифры, отмечает российский чиновник. Ситуация усугубляется тем, что в последнее время появились подозрения, что Белоруссия занижает компенсацию, объясняет участник переговоров: при снижении экспорта мазута в 10 раз вырос вывоз битумных смесей из Белоруссии, которые пошлиной не облагаются. Поэтому нельзя затягивать с маневром, отмечает он.

Скорее всего, Минфин будет настаивать на ускорении маневра и предложит компромиссный вариант, полагает чиновник финансово-экономического блока правительства. Например, с 2017 г. возможно ускоренное снижение пошлин, рассуждает собеседник «Ведомостей». Кроме того, не закрыт вопрос с пошлинами на мазут: сейчас по плану они должны быть повышены до 100% от пошлины на нефть с 2015 г., возможно, эти планы сохранятся, а может, будет выбран вариант Минэнерго - растянуть повышение на несколько лет.

Снижение пошлин на нефть может привести к росту внутренней цены на сырье и, соответственно, на бензин, но Минфин компенсировал бы издержки снижением акцизов. При всей радикальности маневра общий эффект для компаний и для бюджета был бы нейтральным, отмечает чиновник, знакомый с расчетами Минфина. Бюджет потерял бы при маневре всего 7 млрд руб., финансовые последствия для нефтяников в 2015 г. тоже фактически нулевые, в 2016 г. они бы получили дополнительные доходы в 70 млрд руб. (за счет снижения акцизов и роста выручки из-за повышения внутренней цены на нефть).

При комбинации - снижение не только пошлин, но и акцизов - большой налоговый маневр был бы выгоден нефтяникам, говорил юрист крупной нефтегазовой компании. Риски возникли бы у производителей нефтехимии и авиакеросина: рост цен на нефть и, следовательно, на нафту снизит маржу этих компаний, а сэкономить на снижении акцизов они не смогли бы - этот налог они не платят. Сейчас пошлина на нафту - 90% от нефтяной, это сдерживает цены на внутреннем рынке, а при снижении экспортной пошлины на нефть до $80 экспортный паритет по нафте увеличится примерно на $270, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но Минфин готовил для этих компаний инструмент компенсации потерь - отрицательные акцизы, знает чиновник, т. е. возмещение из бюджета.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать