Банки по назначению

Госкомпании будут резко ограничены в выборе банков, с которыми они могут работать. Как стало известно «Ведомостям», такие предложения готовят Минфин и ЦБ
Отношения «Ростеха» Сергея Чемезова (слева) и ВТБ Андрея Костина станут вынужденными/ В. Левитин/ РИА Новости

Возможность для стратегических предприятий работать только с определенными банками может привести к переделу банковского рынка, говорят два федеральных чиновника. Чиновник, участвующий в обсуждении мер, объясняет, что предполагается разработать закон, в котором будут критерии стратегических предприятий, а также список операций, которые подлежат регулированию. Обязательство держать деньги только в определенных банках коснется госкомпаний из списка 91-р (утвержденный правительством в 2003 г. список госкомпаний, управление которыми оно осуществляет напрямую), а также госкорпораций, продолжает он, т. е. речь идет примерно о 70 крупнейших государственных компаниях и холдингах: «Газпроме», «Роснефти», «Транснефти», РЖД, «Аэрофлоте», «Русгидро», «Ростехе», «Росатоме» и проч.

Почти все крупные госкомпании имеют расчетные счета в Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке или Альфа-банке. У «Газпрома» есть счета в иностранных Swedbank и BNP Paribas Fortis, а у Объединенной авиастроительной корпорации был счет в лишившемся лицензии Межпромбанке, следует из отчетности компаний.

Президент Владимир Путин поручил Министерству финансов и Центральному банку подготовить предложения об усилении контроля за финансами стратегических компаний, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. С учетом международной ситуации президент действительно дал несколько поручений по защите финансовой системы и интересов госкомпаний, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, но подробности обсуждать не стал. Представители Минфина и ЦБ от комментариев отказались.

Обсуждаются две меры, рассказывают собеседники «Ведомостей». Первая и главная - планируется принять закрытый перечень банков, с которыми смогут работать госкомпании: открывать счета, проводить финансовые операции, размещать депозиты.

Вторая мера - обязать крупные госкомпании и госкорпорации создать до конца года казначейскую службу (см. врез). Минфин и ЦБ должны представить предложения, как воплотить эти две меры.

Насколько широк должен быть список банков и каковы критерии отбора, собеседники «Ведомостей» предсказать не берутся: обсуждение продолжается. По мнению одного из чиновников, перечень должен быть достаточно широк.

По словам другого чиновника, работающие в России «дочки» иностранных банков также могут попасть в список, если будут соответствовать критериям отбора, но иностранных банков в списке не будет.

13 крупнейших госкомпаний держат в российских банках 1,8 трлн руб., это 14% от суммы всех компаний на банковских счетах, подсчитал Олег Солнцев из ЦМАКПа.

«Роснефтегаз» сообщал, что на 31 декабря 2013 г. держал на депозитах 198,5 млрд руб.

Представители «Газпрома» и «Транснефти» сообщили, что их компании работают только с крупнейшими банками с высокими кредитными рейтингами. Для «Транснефти» ограничение количества банков, с которыми позволено работать, проблем не создаст, говорит ее представитель. В РЖД от комментариев отказались.

Цель меры c ограничением числа банков - защитить крупные госкомпании от финансовых потерь в случае экономических санкций и продолжающегося отзыва лицензий, объясняет федеральный чиновник: «Почти всякий раз, как ЦБ отзывает лицензию, выясняется, что в проблемном банке зависли чьи-то деньги. Самый вопиющий пример - с Фондом ЖКХ». В январе Фонд ЖКХ сообщил, что держал 1,5 млрд руб. на депозите в лишившемся лицензии Инвестбанке.

Есть два проблемных случая, продолжает федеральный чиновник. Первый - если госкомпания хочет проводить простейшие финансовые операции за рубежом, например операции по экспортным контрактам или выпуск депозитарных расписок либо деривативов. Второй - госкомпания может вести с крупной зарубежной компанией какой-то проект и создать для этого специальную компанию, SPV, счета которой скорее всего будут в иностранных банках.

«Оба случая нужно исключить из законопроекта, это будет непросто, но нужно такие ситуации указать», - считает собеседник «Ведомостей».

Другой федеральный чиновник полагает, что предложенное ограничение в сотрудничестве с банками позволит государству проследить за теми субсидиями, которые госкомпании получают из бюджета на выполнение конкретных целей. Как только эти деньги ушли и стали средствами госкомпаний, они перестали быть бюджетными, а значит, дальше уже непонятно, пошли они на ту цель, на которую предназначались, или нет. «Нет идентификационного кода, чтобы проследить до конца эффективность использования средств», - объясняет собеседник «Ведомостей». А если все движения средств компаний будут проходить по счетам в определенных банках, то это, безусловно, поможет усилить контроль, заключает крупный чиновник.

С крупными госкомпаниями частные банки работали все меньше в последние пять лет - это особенно усугубилось во время последней чистки рынка, говорит казначей крупного частного банка. Пока нет четких критериев отбора банков для работы с госкомпаниями и госкорпорациями, судить о том, как это скажется на банковском рынке, сложно, продолжает он, но будет лучше, если этот список будет открытым и в него будут включены крупные частные банки. Случаи, когда крупные госструктуры теряли деньги из-за краха банков в 2013 г., уверяет казначей крупного частного банка, чаще объяснялись качеством управления самой компании, которая не оценивала рисков и размещала деньги в средних банках со слабой рисковой политикой.

Деньги госкомпаний и так сильно сконцентрированы в госбанках, поскольку именно госбанки предоставляют дешевые кредиты и, соответственно, просят компании размещать средства у них, замечает руководитель российской «дочки» иностранного банка, серьезный передел возможен на уровне банков из числа 30 крупнейших.