РЖД на переправе

Как стало известно «Ведомостям», ответственной за строительство моста через Керченский пролив может стать РЖД. Пока проектом занимается «Автодор»
Александр Рюмин/ ИТАР-ТАСС

Полномочия заказчика мос­та через Керченский пролив могут перейти от «Автодора», который отвечает за развитие платных дорог, к РЖД, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник, курирующий транспорт, и один из членов межведомственной рабочей группы по мосту. Это лишь одно из предложений, подчеркивает еще один собеседник «Ведомостей», участвующий в подготовке проекта: окончательных решений нет - не ясно даже, будет ли построен мост, тоннель или и то и другое.

Правительство поручило готовить проект «Автодору», еще когда мост через пролив рассматривался как совместный российско-украинский инвестпроект. После присоединения Крыма президент Владимир Путин объявил, что мост должен быть и автомобильным, и железнодорожным. А у РЖД как раз есть опыт строительства и содержания аналогичных объектов, объясняет федеральный чиновник.

К Олимпийским играм в Сочи РЖД строила совмещенную трассу из Адлера до горнолыжного курорта «Альпика сервис», бюджет строительства составил 285,4 млрд руб., сообщала Volga Group Геннадия Тимченко (у него 25% УСК «Мост», выступавшей подрядчиком, см. врез).

Но держать совмещенную трассу на балансе РЖД не хочет, сообщал Минтранс в пояснительной записке к поправкам в закон об организации Олимпийских игр: автодорога не приносит дохода, зато есть затраты на эксплуатацию. Президент РЖД Владимир Якунин называл «интересным» обмен железнодорожной ветки «Мечела» в Якутии (первоначально государство должно было бы выкупить ее у металлургической компании) на совмещенную трассу Адлер - Красная Поляна, ранее Минтранс предлагал в обмен отдать РЖД проекты Росжелдора.

РЖД готова включиться в строительство моста через Керченский пролив, говорил ранее представитель монополии. Бюджет проекта может быть сопоставим с сочинской совмещенной трассой. Правда, пока РЖД даже не определила, сколько железнодорожных путей нужно проложить через Керченский пролив исходя из прогнозов грузопотока - один или два, говорит один из собеседников «Ведомостей». Из-за этого непонятно и сколько будет автомобильных полос, продолжает он, а следовательно, сложно судить о стоимости. Предварительные оценки - от 110 млрд до 200 млрд руб. и это без учета затрат на подъездные дороги, говорит он. Минтранс заложил сумму в 200 млрд руб. в проект ФЦП по развитию Крыма на основании расчетов «Автодора», напомнил представитель Минтранса, но окончательную стоимость можно будет назвать, когда будет готово технико-экономическое обоснование (ТЭО). Его итоги должны быть представлены только осенью, но уже к 1 июля Путин поручал определить стоимость и источники финансирования моста через Керченский пролив с учетом окончания строительства в 2018 г. Пока в обновленной программе деятельности «Автодора» до 2020 г. заложено около 1 млрд руб. на подготовительные работы.

Представитель Минтранса говорит, что на последнем заседании межведомственной рабочей группы по строительству моста смена заказчика не обсуждалась. Представитель РЖД отказался от комментариев. «Автодор» готовит ТЭО проекта, отмечает представитель госкомпании: обсуждаются маршруты, технологические решения, экономика различных вариантов. Кто будет реализовывать проект от имени государства - вопрос, который находится в компетенции правительства, добавляет он.

Еще один спорный вопрос - плата за проезд, признают чиновники. Нужна адекватная бесплатная альтернатива, настаивает один из них. Закон об автодорогах позволяет делать мост платным и в отсутствие альтернатив, напоминает человек, близкий к Минтрансу, но платным марштур может быть не для всех - например, только для автотранспортных средств массой свыше 3,5 т.-