Переброска денег на Ямал

Вместе с проектом «Ямал СПГ» в 1,5 раза подорожало и строительство порта Сабетта. Недостающие 22,7 млрд руб. Минтранс предлагает взять с других проектов - на Балтике
Ради Сабетты Министерство транспорта готово пожертвовать другими проектами/ Фертоинг

Вслед за увеличением стоимости проекта разработки Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и строительства завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал подорожал и проект строительства порта Сабетта. Новый проект предполагает увеличение инвестиций из бюджета в строительство порта на 47% до 69,6 млрд руб., говорится в письме министра транспорта Максима Соколова вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия есть у «Ведомостей»). А ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010-2020 гг.» предполагает выделение на проект 47,3 млрд руб. из бюджета (частные инвестиции - почти 26 млрд руб.). Дефицит в 22,3 млрд Соколов предлагает ликвидировать «за счет перераспределения средств» в рамках ФЦП.

Министр транспорта предлагает сократить на 7,9 млрд руб. финансирование строительства парома для линии Усть-Луга - Балтийск: «Анализ показал недозагруженность линии». Еще 4,9 млрд руб. на Сабетту можно направить из программы развития Мурманского транспортного узла. Эта сумма «сложилась за счет экономии, сложившейся по итогам проведения конкурсных процедур», пишет Соколов.

Реализация двух проектов, по его мнению, и вовсе «нецелесообразна». Это строительство глубоководного порта в Балтийске (проект Минтранса, 8 млрд руб.) и программа реконструкции инфраструктуры порта Санкт-Петербург (в частности, проект увеличения мощностей входящего в Global Ports «Петролеспорта» (ПЛП), 1,5 млрд руб.).

Готовность отказаться от участия в последнем проекте министр объясняет «реализацией некоторых аналогичных проектов в Балтийском регионе и произошедшим изменением в структуре собственников портовых контейнерных мощностей».

Представитель Global Ports назвал перераспределение бюджетных потоков «ошибочным решением». «ПЛП - качественный порт, требующий минимальных государственных инвестиций. Бюджетные средства в проекте полного развития ПЛП составляют около 14%. Остальные - частное финансирование, из которых на сегодняшний день уже вложено около 10 млрд. Мы не останавливали инвестиций даже в кризисные 2009-2010 годы и сейчас продолжаем финансирование в соответствии с долгосрочной программой развития, согласованной с Росморпортом», уточнил он.

Проект разработки Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и строительства завода по сжижению природного газа подорожал на треть в конце прошлого года - тогда акционеры «Ямал СПГ» (инициатор и инвестор проекта) приняли окончательное инвестиционное решение. Сумма инвестиций в проект выросла до $26,9 млрд. Акционеры «Ямал СПГ» - «Новатэк» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%) уже вложили в проект $2,6 млрд (на конец 2013 г.). Завод начнет работу в 2017 г., а после запуска всех трех линий он будет производить 16,5 млн т сжиженного природного газа (СПГ) в год.

Порт Сабетта обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути. Его строительство началось в 2012 г., окончание запланировано на 2017 г.

Срыв этого срока и начала строительных работ, по данным Минтранса, грозит «Ямал СПГ» штрафами до $400 млн в месяц, следует из письма Соколова. Кроме того, «пострадает международная репутация Российской Федерации как поставщика» СПГ - весь газ с Южно-Тамбейского месторождения законтрактован. Уже подписаны контракты с Total, которая будет покупать не менее 4 млн т, китайской Petroсhina («дочка» CNPC, 3 млн т), испанской Gas Natural Fenosa (2,5 млн), сингапурским трейдером «Новатэка» Novatek Gas & Power (2,9 млн) и Gazprom Marketing & Trading Singapore (3 млн).

Представитель Дворковича не стал комментировать переписку вице-премьера. Представители «Новатэка» и Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответили.