Пятеро первых

Минюст начал принудительно включать некоммерческие организации в реестр иностранных агентов. В список внесены пять НКО, три из которых уже практически ликвидированы
Первых иностранных агентов министр юстиции Александр Коновалов отыскал среди уже не существующих организаций/ М. Киреев/ Trend / ИТАР-ТАСС

Министерство юстиции, как стало известно вчера, включило в реестр иностранных агентов пять некоммерческих организаций (НКО). Решение об этом, по сообщению на сайте ведомства, было принято 5 июня, на следующий день после того, как Владимир Путин подписал «закон Андрея Лугового», позволяющий Минюсту самому вносить НКО в реестр.

В список включены организации, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие осуществление ими политической деятельности при наличии иностранных источников финансирования, говорится в сообщении Мин­юста. Это ассоциация «Голос», одна из региональных организаций того же «Голоса», Костромской центр поддержки общественных инициатив, Центр социальной политики и гендерных исследований и правозащитный союз «Женщины Дона».

Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова сообщила журналистам, что ее аппарат будет помогать «Голосу» обжаловать включение в реестр. «У нас есть определенные зацепки, чтобы обратиться в суд. Мы попытаемся исходя из своих возможностей и компетенции все-таки эту ситуацию разрешить», - сказала Памфилова (цитата по ИТАР-ТАСС).

При этом три НКО из этого списка уже фактически не существуют.

Руководство Костромского центра приняло решение о ликвидации организации еще в прошлом году, сообщил «Ведомостям» член правления Костромского центра Николай Сорокин. «Решение Минюста стало для нас большой неожиданностью: им должно быть известно, что мы вместе с «Голосом» имеем право на обжалование по решению Конституционного суда. Мы уведомили всех о том, что наша деятельность прекращена: у нас нет мероприятий, нет сайта, на котором можно было бы написать «иностранный агент», просто негде об этом информировать людей. Жалобы в судах пока еще не нужно подписывать «агентами», - говорит Сорокин.

Ассоциация «Голос» завершает процесс ликвидации, а региональное отделение уже давно не функционирует, рассказал «Ведомостям» сопредседатель нового движения «Голос» Григорий Мельконьянц. К тому же деятельность старого «Голоса» была приостановлена на полгода в связи с отказом регистрироваться в качестве агента, напомнил он. «Это игнорирование решения Конституционного суда. По его постановлению организация уже не имеет признаков агента, так как вернула все иностранное финансирование, Минюст не мог этого не знать, и получается какое-то маниакальное преследование с его стороны», - удивляется Мельконьянц. Сопредседатель «Голоса» отмечает, что Минюст начал с тех организаций, которые он отрабатывал сам, но рано или поздно в этом реестре окажутся все НКО, получающие средства из-за рубежа. «Включение в реестр необходимо обжаловать, и мы будем это делать, чтобы понять, как выходить из этого списка, потому что пока процедура исключения абсолютно непонятна, и, конечно, чтобы выразить свое несогласие с подобной политикой», - пообещал Мельконьянц.

Ранее и. о. директора профильного департамента Минюста Татьяна Вагина сообщила «РИА Новости», что выйти из списка иностранных агентов НКО смогут, только подтвердив, что они больше не получают деньги из-за рубежа. По словам Вагиной, процедура еще прорабатывается, но точно не будет уведомительной.

У Минюста есть инструкция и он имеет основания для внеплановой проверки, если организация финансируется из-за рубежа, считает председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов. «Если организация утверждает, что уже год не работает, то зачем Минюсту включать ее в реестр? Это выглядит как попытка НКО дезинформировать всех. «Голос» логично туда занесен, они не скрывают политической деятельности. Если организация ликвидируется и не осуществляет политической деятельности, она не может оказаться в реестре», - уверен депутат.

По «Голосу» и костромскому фонду Минюст очень поторопился, считает председатель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Эти НКО подали жалобы со ссылкой на постановление Конституционного суда, которое в случае с «Голосом» прямо указывает, что организация уже не получает иностранного финансирования. Они ждут решения судебных органов и обжалования, ни одна из включенных в реестр организаций не занимается политической деятельностью», - уверен Чиков. По его словам, больше всего не повезло «Женщинам Дона», так как они свою деятельность не прекращали, а постановление суда о признании их агентами еще не вступило в силу. «Это свидетельствует о формальном подходе Минюста. Не сомневаюсь, что все попавшие в реестр организации будут обжаловать это решение», - говорит Чиков. В «Женщинах Дона» от комментариев отказались.

Организация может фактически не функционировать, но существовать на бумаге, что не снимает с нее претензий государства, считает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе. «Если в Минюсте есть полный комплект уведомлений о ликвидации организации, то включение ее в реестр может быть бюрократической проволочкой. Претензии могут висеть в воздухе до момента воскрешения организации, если вдруг кто-то захочет это сделать. Или до тех пор, пока организация не будет за сроком давности считаться автоматически ликвидированной», - говорит юрист. По его словам, если учредители такой организации захотят зарегистрировать что-то новое, Мин­юст вправе спросить с них отчетность по старой структуре.

Ранее предписания зарегистрироваться в качестве агентов получили и другие НКО, в том числе «Мемориал», «Общественный вердикт» и «Трансперенси интернешнл - Р», но эти решения в законную силу еще не вступили. «Мы ждем решения суда первой инстанции и, как только его получим, подадим апелляцию», - сообщил «Ведомостям» Александр Черкасов, член правления «Мемориала», статус которого как иностранного агента подтвердил в конце мая Замоскворецкий суд Москвы. «Я считаю, что разгрома нет, есть только затяжной бой. Полтора года гражданское общество бойкотирует этот закон. И мы будем продолжать использовать все аргументированные средства для борьбы», - заявил Черкасов.