Статья опубликована в № 3608 от 11.06.2014 под заголовком: Почему скупятся россияне

Почему скупятся россияне

Д.Гришкин / Ведомости

За последние шесть лет доля россиян, регулярно занимающихся благотворительностью, сократилась вдвое (с 11% в 2011 г. до 6% в 2014 г.). Стало меньше и тех, кто в последнее время делал благотворительные пожертвования несколько раз, - их доля снизилась с 32 до 27% (табл. 1). А каждый второй житель страны за последние годы не осуществлял никаких пожертвований. Об этом свидетельствуют результаты исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опросившего в мае 2014 г. 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.

Изменился и средний возраст благотворителей. В 2008 г. активная благотворительность была характерна для двух отдельных возрастных групп - это были молодые россияне (средний возраст - 28 лет) и люди старшего возраста (средний возраст - 55 лет). В 2014 г. благотворительность становится свойственной россиянам среднего возраста (среднее значение - 44 года).

Существенно отличаются данные и по географии. Наибольшая доля занимавшихся благотворительностью отмечена среди жителей Южного федерального округа (73%), самая низкая - в Приволжском (17%) и Сибирском (29%) федеральных округах.

Наиболее распространенный способ пожертвований - подача милостыни на улице (70%). Другие способы россияне используют минимум вдвое реже.

«По сравнению со странами Европы или США, где от 70 до 90% населения занимается различными видами благотворительности, будь то пожертвования в какие-либо фонды или участие в волонтерских программах, в России доля таких людей гораздо ниже, - прокомментировала данные опроса Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ. - Однако нельзя сказать, что дело в нежелании россиян оказывать поддержку или помощь тем, кто в ней нуждается. Как видно из результатов исследования, чаще всего люди оказывают материальную помощь нуждающимся наиболее доступными и быстрыми способами - подавая милостыню, опуская пожертвования в ящики и т. д. Часто барьером выступает сложность процесса осуществления платежа или перевода в адрес благотворительной организации».

«По нашим данным, благотворительная активность россиян из года в год растет, - утверждает Марина Аларичева, директор аналитического центра Русфонда. - Только в прошлом году к нам присоединилось более 4 млн жертвователей, которые помогали детям посредством sms-сообщений. Люди хотят помогать, а тот факт, что «милостыня на улице» - самый распространенный способ участия в благотворительности, говорит о том, что людям необходим не только доступ к удобным способам перевода, но и информация, кому помогать, как выбрать фонд, и быть уверенным, что средства будут направлены по назначению. Те люди, которые подавали милостыню, - это те, кто может перейти на другие форматы участия в благотворительности в будущем».

«Такая разница в цифрах может объясняться тем, что в 2008 и в 2011 гг. еще не было гонений на НКО и благотворительные фонды, никто не объявлял их иностранными агентами, - считает Митя Алешковский, руководитель проекта «Нужнапомощь.ру». - Людей, которые хотят жертвовать, меньше не стало (по-моему, их стало больше: например, мы в мае собрали 1 млн руб. и сами поразились), а вот фондов стало меньше. Благотворительная инфраструктура пострадала, и это могло сказаться на общем числе жертвователей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать