YouTube заблокирует музыку

YouTube готов блокировать доступ к клипам известных исполнителей, включая Адель и Arctic Monkeys. Независимые звукозаписывающие студии отказались подписывать новое коммерческое соглашение с этим сервисом Google
Уже через несколько дней пользователи YouTube могут остаться без доступа к клипам Адель/ Kevin Winter/ Getty Images North America / AFP

Массовая блокировка записей многих независимых студий начнется уже в ближайшие дни. Это связано с подготовкой к запуску нового платного сервиса от YouTube - теперь пользователи за плату смогут просматривать видео без рекламы на любых устройствах, в том числе если они в этот момент не подключены к интернету. Тестирование нового сервиса начнется в ближайшее время, а публике он будет доступен позже этим летом.

YouTube - крупнейший видеосервис в мире, заметную часть его записей составляют музыкальные клипы. Пользователи могут смотреть видео бесплатно, а зарабатывает сервис прежде всего на рекламе. Больше года назад YouTube запустил платные тематические каналы - за доступ к ним пользователи платят несколько долларов в месяц.

Перед запуском нового стимингового сервиса YouTube нужно было заново договориться с правообладателями о том, как будут разделены доходы. И, по словам Роберта Кинцла, отвечающего в YouTube за управление контентом и развитие бизнеса, в ближайшее время на сайте должны остаться только те записи, которые соответствуют условиям нового соглашения. Кинцл утверждает, что 90% представленных на YouTube звукозаписывающих компаний подписали соглашение, а остальные 10%, которые недовольны его условиями, лишатся доступа к популярному сайту. «Мы хотели бы добиться 100%-ного успеха, но понимаем, что это нереально, - сказал Кинцл в интервью Financial Times. - И наша обязанность по отношению к пользователям и к отрасли - обеспечить усовершенствованный музыкальный сервис».

Онлайновые музыкальные сервисы стали ареной ожесточенной конкурентной борьбы между крупнейшими высокотехнологичными компаниями, каждая из которых пытается привязать как можно больше пользователей к своей экосистеме. На прошлой неделе Amazon открыл музыкальный сервис в рамках абонентского пакета Prime. Apple в мае приобрела сервис Beats Music, купив за $3 млрд компанию Beats Electronics.

С другой стороны, крупнейшие музыкальные лейблы - Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music - крайне недовольны тем, что, развивая свои сервисы, IT-компании пытаются все время снижать стоимость доступа к записям и, соответственно, выплаты правообладателям. Между этими сторонами постоянно возникают жесткие конфликты.

По словам Кинцла, YouTube предлагает всем правообладателям очень выгодные условия: «Наши цены справедливы, и они соответствуют отраслевым нормам». Однако многие независимые лейблы считают, что цены могли бы быть выше. Ассоциация независимых музыкальных компаний IMPALA обратилась за поддержкой в Европейскую комиссию, заявляя, что YouTube злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке и принуждает небольшие компании к заключению невыгодных сделок. Руководитель одной из таких компаний утверждает, что новое лицензионное соглашение YouTube направлено не на развитие платных услуг, а на значительное усовершенствование бесплатных. Это, по мнению руководителя, сделает для большинства пользователей нецелесообразной подписку на платные сервисы вроде Spotify или Deezer.

Кинцл считает эти опасения необоснованными. По его словам, YouTube, напротив, пытается привлечь как можно больше людей к платным сервисам. YouTube стал собственностью Google в 2006 г. и с тех пор выплатил правообладателям более $1 млрд. «Вскоре можно будет говорить о вдвое большей сумме», - обещает Кинцл.