Костюмчик «доктора Хауса»

Насмотревшись в ординатуре, как одеваются российские врачи, Елизавета Кутис решила положить конец бесформенным халатам. Оборот созданной ею компании по продаже медицинской одежды составил в 2013 г. 61 млн руб.
В будущем Елизавета Кутис намерена придумать еще и веселую школьную форму/ Д. Абрамов/ Ведомости

Рынок сокращается. 81

млн штук в 2011 г.

64,4

млн штук (-20,5%) в 2012 г.

57,3

млн штук (-11%) в 2013 г. - так снижались объемы продаж на российском рынке спецодежды, рассказала Евгения Пармухина, руководитель исследовательской компании Research Techart: «Главные потребители спецодежды - предприятия металлургии, машиностроения, нефтегазового комплекса и энергетики. Доля медицинской одежды на этом рынке не превышает 5%».

Все прекрасные идеи в бизнесе возникают, когда ты на собственном опыте чувствуешь, что чего-то не хватает и что так быть не должно», - говорит Елизавета Кутис, основательница и единственная владелица компании 4Doctors.

Окончив в 2006 г. медицинский факультет Российского университета дружбы народов (РУДН), она поступила в ординатуру Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова. «Утренние конференции, карты, обход с профессором, прием пациентов, сбор анализов, роды, - вспоминает Кутис. - Это почти целые сутки на ногах. Это драйв, столько интересных случаев. И вот ты, счастливый, но очень уставший, ложишься около пяти утра на диван в ординаторской в своей одежде, которую носил целые сутки».

А в 2007 г. будущая предпринимательница забеременела и столкнулась с еще одной проблемой: оказалось, что медицинской одежды для будущих мам нет. «Мой внешний вид на последних месяцах был еще тот, - смеется Елизавета. - Брюки не застегнуть, халат на верхней пуговице, безразмерная белая рубашка».

Оплошность посредника

Первые $10 000 на открытие собственного бизнеса Кутис дали родители. Деньги пошли на закупку первой партии товара, регистрацию домена, создание интернет-магазина, зарплату менеджера, аренду склада. Свою фирму - 4Doctors - она зарегистрировала в 2011 г. Уже через год ее оборот составил 20 млн руб., а в 2013 г. - 61 млн руб.

Вначале Елизавета наивно полагала, что одежду не обязательно импортировать - ее можно шить на месте. И начала присматриваться к потенциальным конкурентам. Оказалось, что на российском рынке медицинской одежды не так много игроков. У десятка из них она нашла идеально сконструированные вещи, но стоило это огромных денег. «И проблема не только в дефиците квалифицированных кадров, - поясняет предпринимательница. - Мощности у российских производителей небольшие, при этом заказы они принимают на весь размерный ряд, что чревато дополнительными издержками».

Шить можно и в России, все дело в масштабах, на которые замахивается новый игрок, замечает конкурент Кутис Валерий Поляков, гендиректор компании «Медихаус», у которой свое производство в Пензенской области мощностью в 1500-3000 единиц в месяц. «Если ты швея, лекальщик и закройщик в одном лице, то можно просто купить машинку, ножницы и кроить у себя на обеденном столе. Шить по 50 единиц в месяц и потом ходить по больницам и предлагать свой товар, - улыбается он. - А если вы хотите создать свою марку с разнообразными коллекциями, цветами, тканями и размерами, то готовьтесь к инвестициям не меньше чем в 3 млн руб.».

Взвесив все «за» и «против», Кутис решила остановиться на продаже одежды уже известных брендов. «Но американцы с большим недоверием относятся к российским предпринимателям, в частности к тому, что им придется работать с нашими банками, - рассказывает Кутис. - Они отправили меня к своему партнеру - польскому дистрибутору. Я купила билет, полетела в Варшаву. Мы начали работать». Но однажды поляк допустил оплошность: в одной из коробок с одеждой он оставил счет-фактуру. «Когда я увидела настоящую цену товара, то решила тут же лететь в Америку, - вспоминает Кутис. - Добилась встречи с вице-президентом компании - производителем одежды известной марки. Он позволил мне провести презентацию, и я убедила его, что это мы, а не западные дистрибуторы развиваем свой рынок. Так я начала работать с американцами напрямую, а поляк еще долгое время ругался и посылал нам гневные письма».

Сегодня помимо интернет-магазина у Кутис четыре розничных магазина в Москве и Петербурге, а штат сотрудников расширился до 20 человек (в компании работают таможенные брокеры, менеджеры разного уровня, товароведы, продавцы, веб-дизайнеры и программисты). Главный офис 4Doctors находится в Москве - на территории бывшей фабрики «Красный Октябрь».

Конкуренты из Иванова

Средняя цена костюма в 4Doctors - 2500 руб. «Раньше компания предлагала более дешевые варианты по 1800 руб., но спроса на них не было, поэтому мы перестали их привозить, - говорит Кутис. - Вообще, популярностью пользуются дорогие костюмы - от 5000 руб. и выше».

«Цены на импортируемую и отечественную продукцию зависят от выбранной ткани, модели и пожеланий заказчика, - говорит Дмитрий Туркин, гендиректор фирмы «Округ», производящей с 1994 г. спецодежду, в том числе и для медучреждений. - Например, у нас стоимость костюма хирурга или медсестры из ткани с кровоотталкивающей отделкой и вышивкой - 700-900 руб. Стоимость импортных аналогов значительно выше. А вот китайские изделия из тканей низкого качества можно купить и за 200-400 руб., но они больше похожи на одноразовую одежду».

Основные клиенты 4Doctors - операционные медсестры и оперирующие врачи. «Как правило, это молодые успешные специалисты, которые хотят и выглядеть хорошо, и чтобы работать было комфортно», - поясняет предпринимательница. Чаще всего медики сами приобретают себе одежду, и лишь немногие медицинские учреждения закупают ее сразу для всего штата. В основном это частные сетевые клиники.

Сложности в продвижении стильной медицинской одежды в России существуют не только на уровне менталитета, когда врачу, например, понравился ярко-розовый костюм, но он боится реакции коллег, говорит Кутис. Предприниматели, решившие красиво одевать медработников, должны получать специальное регистрационное удостоверение, подтверждающее, что это одежда, которую можно автоклавировать (обрабатывать горячим паром при 100 градусах), что сразу ограничивает выбор тканей. Второй момент - заказы можно получать через тендеры, которые проводят бюджетные медучреждения, но здесь трудно конкурировать с ивановской мануфактурой, которая производит самый унылый, зато дешевый товар.

Любовь к халату

«На российском рынке медицинской одежды существует большая конкуренция между отечественными производителями и теми, кто занимается импортом», - констатирует Дмитрий Захаров, заместитель гендиректора компании MedicalService, которая существует с 1993 г. и имеет собственное производство в Москве.

По мнению Кутис, в том, что касается ассортимента и соотношения цены и качества, у ее компании нет конкурентов. Но проблемы создает традиционная привязанность российских врачей к халатам, признает она: «В этом мы проигрываем российским производителям».

По словам Захарова, в общей структуре заказов MedicalService халаты составляют 50%. Такую же цифру назвали в компании «Медихаус». «Но та продукция, которой занимаются компании вроде 4Doctors, создала новую волну в сфере медицинской моды», - замечает Захаров.

С экономической точки зрения производство в России менее выгодно, признает Поляков: взять хотя бы стоимость кадров в швейной отрасли - хороший специалист в нашей стране получает не меньше, а иногда и больше, чем европейский. «К нам часто обращаются коллеги из Китая, Турции и Америки - просят, чтобы мы бросили свое производство и начали продавать их одежду. Но мы пока остаемся патриотами».

По всей форме

«В душе я все равно больше врач, чем продажник, - улыбается Кутис. - Три года назад я задалась целью избавить врачей от скучной рабочей одежды, а в будущем хочу сделать то же самое для детей. Вместе с российским дизайнером Анастасией Романцовой я делаю совместный проект школьной формы и при любой возможности буду участвовать в социальных детских проектах. Меня пугает, что вырастет поколение, которое живет в айпадах и не знает, как варить варенье, ходить за грибами, ездить на картошку. Я с удовольствием вложу свои знания и финансы в детские лагеря или развивающие центры».