Статья опубликована в № 3618 от 27.06.2014 под заголовком: Автодилеры просят поддержки

Автодилеры просят поддержки

Автодилеры вновь попросили Минпромторг возобновить программу льготного кредитования. Рынок падает с начала года, а летом ситуация может ухудшиться, считают они
  • Юлия Грибцова
Без поддержки правительства будет еще сложнее продавать автомобили, тревожатся дилеры
А. Махонин / Ведомости

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» («Роад», объединяет большинство крупнейших дилеров) направила в Минпромторг письмо с предложением возобновить программу льготного автокредитования. В канцелярии ведомства «Ведомостям» подтвердили получение письма.

В последние полгода на автомобильном рынке страны отмечается устойчивая тенденция к снижению продаж, говорится в письме, которое «Роад» адресовала министру промышленности и торговли Денису Мантурову. По итогам мая продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей сократились на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общее падение за пять месяцев составило 6%, пишет ассоциация. При этом по отдельным маркам ситуацию можно охарактеризовать как близкую к катастрофической: продажи Ford в мае сократились на 56%, Citroen - на 40%, Honda - на 41%, Peugeot - 39%, отмечают дилеры. И фундаментальных причин для изменения тренда нет, продолжают они, более того, в силу фактора сезонности автопроизводители и дилеры ожидают дальнейшего падения рынка в июне - августе. «И если в 2013 г. было продано на 161 000 автомобилей меньше, чем в 2012 г., то в этом году падение может быть еще более существенным», - указано в письме.

По итогам года рынок может сократиться на 5,5%, ссылается «Роад» на данные самого Минпромторга. «Если умножить потенциально непроданное число автомобилей на среднюю стоимость автомобиля в России, то мы получим сумму порядка 160 млрд руб., это означает, что только в виде НДС государство недополучит 1 млрд руб., а если учитывать другие отчисления в бюджет, сумма может вырасти как минимум в 2 раза», - подсчитывает ассоциация.

Государственная программа льготного автокредитования действовала с июля по декабрь прошлого года. С ее помощью было продано 276 640 автомобилей, или около 10% новых авто, проданных в 2013 г. Весь рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году составил 2,78 млн штук, минус 5,5% к 2012 г. Государство компенсировало часть процентной ставки по автокредитам при покупке автомобилей стоимостью до 750 000 руб., объем обязательств бюджета составил 8,6 млрд руб.

«Роад» предлагает изменить параметры госпрограммы: ценовой коридор увеличить до 1 млн руб., а размер субсидии сократить с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования.

Автопроизводители и дилеры стали просить Минпромторг о возобновлении программы с марта, но ведомство ссылалось на отсутствие в бюджете денег. В мае пресс-служба ведомства сообщала об отказе Минпромторга вновь запускать программу: министерство проанализировало итоги I квартала 2014 г. и пришло к выводу, что закрытие программы не ухудшило ситуацию в легковом автомобилестроении.

Равнение на I квартал было неправильным - тогда ослабление рубля и предполагаемое повышение цен подстегнули рынок, серьезный спад начался с апреля, указывает топ-менеджер одного из автодилерских холдингов. При этом количество выданных автокредитов уже в I квартале уменьшилось, указывает он. В I квартале 2014 г., по данным Национального бюро кредитных историй (хранит информацию о 65 млн заемщиков), в России было выдано 194 107 автокредитов - на 10,1% меньше, чем год назад. В деньгах выдача сократилась всего на 1% до 109,1 млрд руб.

Для всех, включая чиновников правительства, очевидно, что падение авторынка в этом году будет более серьезным, чем в 2013 г., в этой связи экономические приоритеты Минпромторга вызывают вопросы у всех участников рынка, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Такие же письма с просьбой о поддержке может писать любой бизнес, но вряд ли правительство окажет автодилерам поддержку, считает директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. У государства в связи с присоединением Крыма есть другие расходы, так что дилерам стоит эффективнее строить бизнес, указывает он. По оценкам Дацкива, в 2014 г. рынок может сократиться примерно на 15% и это будет хороший результат.

Пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответила.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать