Иностранный «АвтоВАЗ»

У Renault-Nissan теперь контроль над «АвтоВАЗом». Менять производственную стратегию предприятия, предполагающую ставку на бренд Lada, альянс не намерен
Крупнейший российский автоконцерн стал наполовину французско-японским/ Д. Абрамов/ Ведомости

Сделка, которая передала контроль над «АвтоВАЗом» альянсу Renault-Nissan, завершена 18 июня, рассказал «Ведомостям» президент Renault-Nissan Карлос Гон. Контроль косвенный - через нидерландскую Alliance Rostec Auto BV, совместное предприятие «Ростеха» и Renault-Nissan. Этому СП принадлежит 74,51% капитала «АвтоВАЗа» (81,4% обыкновенных и 47% привилегированных акций), остальное - в свободном обращении.

Такая схема установления контроля была оговорена соглашением между крупнейшими акционерами «АвтоВАЗа», подписанным в конце 2012 г. Остальные условия сделки также не менялись, сообщает представитель альянса. То есть сейчас доля альянса в СП составляет 67,13% (у Renault - 50,1%, у Nissan - 17,03%), у «Ростеха» - 32,87%. До создания СП у альянса (в лице Renault) был блокпакет в «АвтоВАЗе». Инвестиции в увеличение доли составили $742 млн: деньги потрачены на частичный выкуп доли «Ростеха» и всей доли Troika Dialog Investments Ltd., у которой было 20,53% акций «АвтоВАЗа».

Эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале «АвтоВАЗа» составляет теперь 50,01%, доля «Ростеха» - 24,5%, подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявлял, что хочет обсудить с Гоном идею ликвидировать Alliance Rostec Auto BV и перейти на прямое владение акциями «АвтоВАЗа». Чемезов говорил, что этот вопрос предполагается поставить на совете директоров в конце июня. Вчера прошло годовое собрание акционеров и первое заседание обновленного совета директоров (Гон был переизбран председателем). Но, по словам Гона, вопрос возможности ликвидации СП вчера не обсуждался. Представитель «Ростеха» уточнил, что данный вопрос был решен ранее на уровне правовых департаментов альянса: СП будет существовать до 2016 г.

Завершение сделки и установление контроля над «АвтоВАЗом» не меняет стратегии предприятия, сказал Гон: «Не финансовые отношения определяют производственные отношения». По его словам, «АвтоВАЗ» по-прежнему будет площадкой для выпуска автомобилей как Lada, так и брендов альянса, но основная задача президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона - это рост продаж и доли на рынке именно Lada, удержание лидерства бренда в стране. При этом важно, чтобы производственные мощности были на мировом уровне, добавил он.

Андерссон говорит, что в ближайшие три года завод в Тольятти должен выйти на производство около 1 млн автомобилей в год, 70% из которых - Lada, остальные - бренды альянса. Планируемый выход на 700 000 шт. в год - это восстановление докризисного уровня, необходимого для удержания лидерства бренда на рынке и возвращения доли на нем, замечает Беспалов. Но на этот объем «АвтоВАЗ» сможет выйти не раньше 2017-2018 гг. из-за текущего сокращения рынка, прогнозирует он. А заказы альянса помогут повысить прибыльность компании и эффективность загрузки мощностей, добавляет эксперт.