Статья опубликована в № 3620 от 01.07.2014 под заголовком: ФАС поможет монополиям

ФАС поможет монополиям

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила и обнародует методику, по которой будет определяться монопольно высокая цена. Это поможет компаниям избежать претензий службы, считают эксперты
Антимонопольная служба объяснит нефтяным компаниям, как нельзя завышать цены
А. Махонин / Ведомости

ФАС разработала единую методику анализа ценовой политики монополистов на сырьевых рынках, а также крупных металлургов и производителей стройматериалов. Работа над методикой практически завершена, не позднее осени документ будет разослан в виде рекомендаций сотрудникам ФАС и размещен на сайте службы, говорит начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса Максим Овчинников. «Ведомости» заранее ознакомились с документом.

Сейчас, чтобы доказать завышение цены, ФАС использует два метода, объясняет Вадим Новиков из РАНХиГС: затратный и метод сопоставимых рынков. В первом случае антимонопольный орган доказывает, что у компании сильно раздуты расходы или что она получает сверхприбыль. Во втором - сравнивает цены монополиста с ценами на других рынках.

По словам партнера King & Spal­ding Ильи Рачкова, ФАС предпочитает ссылаться на цены аналогов, так как вычислять себестоимость и насколько завышены расходы - слишком кропотливая работа. Метод сопоставимых рынков экономически более обоснован, объясняет Овчинников. Затратный метод не учитывает влияния экономической конъюнктуры на состояние цен, а рынки сырья, стройматериалов и металлургической продукции особо волатильны, объясняет он.

Ориентир по цене служба определяет в зависимости от товаропотоков. Предел внутренних цен компаний с высокой долей экспорта (более 40-50%) ФАС считает по формуле «нетбэк минус»: мировые цены за вычетом транспортных расходов, связанных с доставкой товара на зарубежный рынок. Подход применим для нефтегазового рынка, а также рынков алюминия, хлористого калия, трансформаторной стали, поясняет Овчинников. Для импортеров (доля импорта более 20-30% товара) - формула «нетбэк плюс»: мировые цены с прибавлением логистических затрат на транспортировку из-за рубежа на российский рынок. Это рынки труб большого диаметра, говорит Овчинников: «Где не хватает мощностей на внутреннем рынке».

Для монополий, работающих на сбалансированном рынке (на экспорт и импорт направляется не более 10% продукции), ориентиром будут цены у зарубежных аналогов, которые также работают на изолированных рынках, следует из методики. Это коксующийся уголь, железорудное сырье и прочие дешевые руды, перечисляет Овчинников. Данные о ценах на товар берутся с товарных бирж или у международных аналитических агентств.

Сейчас бизнес находится в полном неведении, какие методы определения цены применяет ФАС, признает юрист, представляющий интересы крупной металлургической компании. Если компания признана монополистом, то ФАС может придраться к любой цене, жалуется сотрудник крупного производителя удобрений: признать ее монопольно высокой или низкой, а если она рыночная - обвинить в сговоре. Рекордные выплаты за завышение цен пришлись на нефтяников: после трех волн антимонопольных дел ТНК-BP, «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл» и «Башнефть» заплатили штрафы почти на 19 млрд руб.

Чтобы избежать претензий ФАС, компании могут следовать методике, советует Овчинников. Хотя уровень цен ниже верхнего предела не означает полной индульгенции, отмечает он: если для компаний холдинга или группы установлены более низкие цены, чем для контрагентов, то это ценовая дискриминация. Выход за пределы обоснованных цен придется объяснять всегда, обещает Овчинников.

Биржевую цену не всегда можно считать экономически обоснованной, она может быть подвержена манипуляциям, опасается сотрудник крупного производителя удобрений. Методика не учитывает того, что цена на товар также зависит от качества и бренда, критикует топ-менеджер строительной компании.

Методика все же будет полезна монополистам, считает Рачков: она определяет правила игры, которыми будет руководствоваться ФАС. Руководствоваться методикой будут и судьи, а значит, компаниям станет проще планировать свою защиту, отмечает Новиков. Но концептуально подход антимонопольного органа неверен, говорит Рачков: «Во всех странах свои условия ведения бизнеса, нужно сравнивать цены монополий не с мировыми аналогами, а анализировать их затраты».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать