Статья опубликована в № 3620 от 01.07.2014 под заголовком: Сигареты выкурят с террас

Сигареты выкурят с террас

Курение на летних площадках ресторанов запрещено, если они имеют пол или навес, решил Роспотребнадзор. Рестораторы считают запрет чрезмерным
  • Юлия Грибцова
Оценивать последствия введения запрета на курение в общепите еще рано, говорят рестораторы
L. Gouliamaki / AFP
Курить не бросят. 51

процент опрошенных холдингом «Ромир» считают, что запреты и ограничения никак не скажутся на количестве курильщиков, а 47% - что постепенно количество курильщиков будет сокращаться. Также в этом году на 11% больше курильщиков, чем годом ранее, заявили, что постараются курить меньше. Хотя доля тех, кто задумывается о полном расставании с сигаретами, практически не изменилась - 20% год назад и 18% в этом году

Роспотребнадзор опубликовал вчера разъяснения к антитабачному закону в части запрета на курение в местах общественного питания. Если услуги общественного питания осуществляются вне зданий, но площадка имеет надземную часть (какую-либо возведенную плоскость - пол или настил), навес или любой вид ограждения, то на него распространяются установленные законодательством запреты на курение, указано в письме за подписью руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой. Таким образом, курение запрещено на верандах, балконах, в палатках, шатрах и т. д., указано в документе.

«При решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении следует исходить из буквального толкования норм закона и конкретных обстоятельств, установленных при осмотре помещений», - говорится в письме.

Запрет на курение в кафе и ресторанах вступил в силу 1 июня 2014 г. Теперь в кафе и ресторанах нет курящих зон, нельзя делать и специальные помещения для курения, рестораторы обязаны убрать пепельницы и повесить предупреждающий знак о запрете курения. В случае нарушения штраф будет платить не только курильщик, но и владелец заведения: для индивидуальных предпринимателей штраф составит 30 000-40 000 руб., а для юрлица - 60 000-90 000 руб.

Такой запрет нелогичен, считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров: нельзя считать площадку помещением только из-за наличия пола. Есть летние площадки, не ограниченные стенами и крышей, в таких местах можно хотя бы для 40-50% столиков разрешить курение, рассуждает совладелец кафе «Квартира 44» Николай Борисов. Но выход все равно есть: например, можно ставить столики на улице рядом с заведением по соглашению о благоустройстве, рассуждает партнер управляющей компании «Рест.art» Денис Завалишин.

Уже сейчас из-за запрета на курение товарооборот многих кафе и ресторанов снизился на 15-27%, утверждает Бухаров. Дело не только в запрете на курение, в целом летом посещаемость многих заведений падает, но гораздо больше на выручку влияет негативная экономическая ситуация в стране, считает Завалишин. Сейчас говорить о каком-то влиянии запрета на курение в ресторанах рано, прошло слишком мало времени, указывает Борисов.

«Левада-центр» в апреле 2014 г. провел исследование в 48 городах: в нем приняли участие 124 руководителя ресторанов, количество посетителей в которых в среднем составляет от 100 до 7000 человек в неделю. Тогда 82% опрошенных рестораторов заявили, что заведения ждет мощный отток клиентов после 1 июня. По их мнению, новые запретительные нормы являются непосредственной дискриминацией курильщиков. 17% респондентов уверены, что баланс не изменится. Лишь 1% считает, что закон о запрете на курение в общественных местах привлечет новых клиентов. 69% опрошенных уверены, что курение нужно разрешить в специально отведенных для этого местах, 26% респондентов настаивали на возвращении курения без каких-либо ограничений. Полный запрет на курение в ресторанах поддержали только 5% опрошенных рестораторов.

В сентябре прошлого года аналогичное исследование проводила консалтинговая компания «Магазин магазинов». Тогда 70% опрошенных рестораторов заявляли, что не видят причин для беспокойства: они указывали, что антитабачный закон никак не повлияет на обороты их заведений. Такая позиция логична: курильщикам не предоставили никакой альтернативы, а заведения уравняли в возможностях привлечения этой аудитории, объяснял руководитель направления исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать