Президентский налог

Владимир Путин определил источник дополнительных доходов бюджета: он отверг идею повысить НДС и решил вернуть налог с продаж. Проблемы бюджета это не решит, зато ударит по экономике
Со следующего года все товары в рознице могут подорожать на 3%/ Замир Усманов/ Интерпресс / PhotoXPress

На совещании у президента чиновники вечером в среду решали, как собрать с населения и компаний больше косвенных налогов. Вариантов было два: дать регионам право вводить новый налог - с продаж - в размере 3% либо повысить НДС на 2 п. п. до 20%. Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

«У Минфина и Минэкономразвития [возражавших против налога с продаж] были сильные оппоненты - [первый вице-премьер Игорь] Шувалов, [вице-премьер Аркадий] Дворкович и [помощник президента Андрей] Белоусов», - объясняет один из собеседников «Ведомостей». Автором идеи он называет Белоусова: «Он активно отстаивал новый налог».

У Минфина много аргументов против налога с продаж, говорила первый замминистра Татьяна Нестеренко.

Во-первых, налог с продаж принесет бюджету меньше: по оценкам Минфина, 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд руб. в следующие три года, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 0,5 трлн руб. только в 2015 г. НДС зачисляется в федеральный бюджет, налог с продаж - в региональные, на поддержку которых и направлено повышение налогов. Но Минфин планировал направить половину дополнительных поступлений от НДС на трансферты регионам, после чего оставалось бы еще около 250 млрд руб. на латание бюджетных дыр, объяснял чиновник финансового блока правительства.

Каждый регион сможет сам решить, вводить налог с продаж или нет, - это был один из доводов сторонников налога, рассказывает человек, участвующий в формировании налоговой политики. Второй довод, по его словам, - налог с продаж бьет по торговцам, а НДС - по производителям; выбор был сделан в их пользу.

Налог с продаж вводился в 2000-х гг., и его собираемость была низкой. В 2002 г. - 30%, напоминает ЦМИ Сбербанка, правда, сейчас она может быть выше (доля крупных магазинов и сетей в товарообороте достигла 22%), но не больше 50%.

По оценке ЦМИ, новый налог принесет максимум 350 млрд руб. (при 50%-ной собираемости), минимум - 150 млрд (если полностью платить налог будут только крупные сети).

Доходы от повышения НДС (с 10 до 12% и с 18 до 20%) составят 375 млрд руб., при этом собираемость налога оценивается правительством в 94%, отмечают эксперты ЦМИ. ФНС научилась контролировать незаконное возмещение, подтверждает чиновник Минфина.

Выиграют от введения налога с продаж те регионы, у которых высокие показатели по доли розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями, прогнозирует ЦМИ: Санкт-Петербург (53%), Ленинградская (41%) и Московская области (33%), Республика Алтай и Камчатский край - у всех них в 2013 г. были профицитные бюджеты. А вот в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Республике Адыгее и Татарстану: у них довольно высокий показатель и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же, заключают эксперты ЦМИ.

На экономике введение налога с продаж скажется больнее, чем НДС, считают эксперты ЦМИ. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж - 2,1%. «Розничные цены могут вырасти на все 3%», - предупреждал гендиректор крупнейшей розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий. Сети оперируют с минимальной маржей и будут вынуждены перенести нагрузку на потребителей, объясняли руководители других сетей.

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС - на 0,8%, что сократило бы рост ВВП на 0,3-0,4 п. п., а при введении налога с продаж - на 1%, вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ.

Вырастет нагрузка на налоговую службу и на предпринимателей, предупреждает чиновник ФНС: придется вводить кассы для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, контролировать конечные точки продаж, присылать туда инспекторов - а ФНС, наоборот, стремилась дистанцироваться и автоматизировать контроль, подчеркивает он. Любое повышение налогов так или иначе компенсируется из прибыли, повышение НДС было бы не намного лучше, говорит председатель РСПП Александр Шохин, но при нежелании оптимизировать бюджетные расходы это самый простой с точки зрения администрирования путь.