Юити Цудзимото: Интервью - Юити Цудзимото, президент Hitachi Construction Machinery

Как быть, когда хочется вести бизнес в России, но политическая ситуация этому мешает, где еще и на чем сейчас время зарабатывать деньги производителям строительной и горной техники, рассказывает Юити Цудзимото
Е. Разумный/ Для Ведомостей

Японский холдинг Hitachi, один из крупнейших в мире, был создан в 1910 г. Намихеи Одаиром. Его философия была такова: надо приносить пользу обществу, развивая технологии. Компания последовательно шла к этой цели, занимаясь производством всего - от холодильников, кондиционеров, оборудования для добычи угля до микроскопов и компьютеров. Одна из компаний империи Hitachi - Hitachi Construction Machinery - крупнейший в мире производитель строительной и горной техники. Она была выделена из состава Hitachi в 1970 г. в дочернюю структуру. Сейчас она владеет 35 заводами по всему миру и является одной из крупнейших строительных компаний мира. «Это как если бы мышь внезапно стала слоном», - описывает развитие компании президент Hitachi Construction Machinery Юити Цудзимото. Но есть опасность потерять маневренность из-за огромного размера, отмечал он. Работать в России Hitachi Construction Machinery начала в 1978 г., а в 1982 г. открыла первое представительство. Но лишь в этом году японская компания открыла в России собственный завод. Президент Hitachi Construction Machinery Юити Цудзимото рассказал в интервью «Ведомостям», чего он ожидает от нового предприятия в России, было ли сложно обучить сотрудников работать в традициях японской корпоративной культуры и будет ли техника Hitachi работать на стройках, которые ведут компании попавших под санкции бизнесменов.

1991

главный инженер в отделе технологий производства на заводе в Цутиуре

1999

управляющий директор в отделе сборки Tsuchiura Operation Group

2000

управляющий директор Hitachi Construction Machinery

2004

возглавил отдел управления производством

2011

вице-президент по закупкам и развитию бизнеса, исполнительный директор, в том же году назначен президентом Hitachi Construction Machinery

«Разрабатываем беспилотные машины»

Горнодобывающим компаниям все сложнее разрабатывать месторождения. Теперь это должна быть не просто техника, которая что-то копает, а сложная машина, почти что гигантский компьютер. Юити Цудзимото говорит, что Hitachi Construction Machinery много делает для улучшения своей продукции, чтобы соответствовать новым запросам: «Например, огромные экскаваторы дают нам 30% мирового рынка. А на рынке самосвалов мы новичок - работаем всего с 2008 г. Нам приходится много делать, чтобы удерживать позиции. Раньше это был просто самосвал, который ездил на обычном двигателе. Сейчас это более сложная конструкция. Двигатель работает на электроэнергии - фактически это маленькая электростанция, которая работает на переменном токе. И этот двигатель приводит в действие силовые установки. Для этого мы используем ту же технологию, которая работает на «Сенкансене». Мы нашли ей новое применение. Мы предусматриваем новые функции, которые могут пригодиться при разработке сложных месторождений. Мы разрабатываем систему, которая позволяет двигаться на скользких поверхностях, когда идет снег или дождь. Раньше работы [в таких условиях] нужно было прекратить. Мы сделали так, что это безопасно можно делать. Это очень ценят клиенты. С австралийскими партнерами мы разрабатываем беспилотные машины. В этом году заканчиваем пробные испытания на возможность внедрения технологии».

Hitachi Construction Machinery

Машиностроительная компания. Крупнейший акционер (данные Bloomberg на 17 августа 2014 г.) - Hitachi Ltd. (50,23%), 47,2% - в свободном обращении. Капитализация - 443,4 млрд иен ($4,3 млрд). Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 31 марта 2014 г.): выручка - 803 млрд иен ($8 млрд), чистая прибыль - 28,9 млрд иен ($289 млн). Основана в 1970 г. Занимается производством строительного оборудования - гидравлических экскаваторов, гусеничных кранов, бульдозеров и др. Имеет производственные мощности в Европе, США и Азии. Материнская компания - Hitachi (97,2% акций в свободном обращении, капитализация - 3,7 трлн иен ($36,6 млрд). Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 31 марта 2014 г.): выручка - 9,6 трлн иен ($96 млрд), чистая прибыль - 265 млрд иен ($2,6 млрд).

- Сейчас в мире основной спрос на вашу технику обеспечивают страны БРИКС, которые активно вкладываются в инфраструктуру, плюс - крупные горнодобывающие проекты. Ваш прогноз: как долго этот рост продлится?

- Спрос на нашу технику со стороны развитых стран, конечно, слабый. Он или будет падать, или сохранится на текущих уровнях. Потребности развивающихся стран будут расти - это общая тенденция. В связи с этим у нас уже изменилось соотношение продаж в развитых странах и странах БРИКС. Раньше было 7 к 3, сейчас - 6 к 4. Наверняка эта пропорция будет меняться и дальше.

- Сейчас рынки очень волатильны - в связи с политическими кризисами, в связи с колебаниями цен на commodities. Не опасаетесь ли вы нового кризиса?

- Рынок действительно может провалиться. Наш прошлый опыт подсказывает, что изменения возможны до 30% в плюс или минус к предыдущему году. Но несмотря на то что в течение года или двух опасности провалов сохранятся, в течение пяти-шести лет мы все равно выходим на рост показателей. Я понимаю, что сейчас вопрос особенно актуален. Мы видим в последние три года провал в горной добыче. Если сравнить 2013 г. с 2012 г., то это чуть ли не 50%-ное падение спроса, и оно настолько сильное, что в 2014 г. ожидать восстановления не приходится, и мы рассчитываем, что на ноль выйдем - на уровень 2012 г. - в 2015-2016 гг. Факторы, влияющие на увеличение спроса на ресурсы, вытянут спрос в средней и долгосрочной перспективе.

- Российский Дальний Восток начал активно развиваться. Не опасаетесь ли вы, что санкции, введенные против российских чиновников и бизнесменов, могут осложнить для вас доступ на этот рынок?

- Сейчас мы никакого влияния не видим. Мы понимаем, что, возможно, при каком-то развитии событий, при ограничениях на импорт-экспорт мы можем оказаться в зоне влияния. Мы пока отслеживаем ситуацию.

- Рассчитываете ли вы на заказы для строительства объектов для чемпионата мира по футболу, который планируется провести в России в 2018 г.?

- В России чемпионат будет в городах как раз в европейской части России. И здесь завод в Твери, который мы недавно открыли, я надеюсь, не зря будет работать. Это производство ближе к потребителю. Будут производиться именно те экскаваторы, которые нужны для таких работ.

- Пару стадионов планируют строить компании попавшего в санкционный список США бизнесмена Геннадия Тимченко. Вы говорите, что санкции на экспортно-импортные отношения могут на вас повлиять. Могут ли санкции создать риск при поставках с российского завода?

- Мы вряд ли можем делать политические заявления. Но нужно учитывать, что позиции США и Японии не во всем абсолютно совпадают. Есть договоренность, насколько я понимаю, чтобы экономическое сотрудничество не пострадало. Конечно, мы желаем, чтобы предпринимались усилия и наши интересы не были затронуты.

- Сейчас на долю Европы, России, стран СНГ приходится около 20% продаж Hitachi Construction Machinery. Насколько важен для вас российский рынок? Чего вы ожидаете от него?

- В России спрос пока не сильно растет, он, что называется, «лежит». Строительная техника - очень уязвимая отрасль, которая зависит от конъюнктуры в большой степени. От года к году мы видим колебания, но рост наблюдается. В России потребность в инфраструктуре сохранится, несмотря на краткосрочные колебания. Это и разработка ресурсов, и строительство железных дорог, энергетических объектов, где будет требоваться дорожная техника. Поэтому вы верим в рост. Поэтому завод в Твери будет обслуживать не только российский рынок, но и страны СНГ.

- Доля Hitachi Construction Machinery на российском рынке в 2013 г. оценивалась в 35%. Как вы рассчитываете ее увеличить с запуском российского завода?

- 35% - это наша доля по экскаваторам среднего размера. Это важный для нас целевой показатель. С открытием завода в Твери мы выиграем по логистике, потому что клиенты будут ближе - большая часть наших клиентов сосредоточена в европейской части России. Клиенты быстрее будут получать свою технику. За счет этого мы, как минимум, удержим долю в 35%, как максимум - будем повышать.

- В июне Hitachi Construction Machinery открыла первый завод в России. Проект был начат еще до кризиса 2008-2009 гг. С какими сложностями пришлось столкнуться за это время?

- Нам потребовалось немало времени, чтобы запустить производство. Большая часть трудностей была связана с отсутствием элементарных вещей: электричества, водопровода, инфраструктуры и проч. Но правительство Тверской области помогло нам, именно благодаря ему мы смогли решить проблемы.

- Если сравнивать Россию с другими странами, где вы работаете, - с Ближним Востоком, Южной Америкой, - в чем было отличие запуска завода здесь?

- Мы присутствуем повсюду в мире. Вместе с Россией у нас уже 35 производственных площадок. Предпоследним был открыт завод в Бразилии - производство здесь началось в феврале. В России инфраструктурная часть нас задержала. А в Бразилии все прошло строго по графику, с инфраструктурой не было особых проблем. Отличие было и в том, что в России нам помогло местное правительство.

- Будете ли вы производить в России горную технику? Очевидно, она должна пользоваться большим спросом с учетом развития горных проектов.

- На первом этапе на нашем заводе в Твери будет производиться строительная техника среднего масштаба (20-30 т), которая используется в городских строительных работах. Добывающие компании, работающие на востоке России, тоже закупают нашу технику, которая ввозится из Японии. В Якутии, Магаданской области хороший спрос на нее. В будущем мы также будем ориентироваться на производство частей или каких-то элементов горной техники для российских клиентов на Востоке. Такую технику производить в больших объемах нет необходимости: это штучный товар, это вещь, которая весит больше 100 т. Нам экономически более целесообразно производить ее в одном месте в Японии и экспортировать в разные страны.

- Каким будет уровень локализации на заводе в Тверской области?

- Сейчас наша первая цель - 20%, но это не конечная цель. Это наша стратегия во всех странах присутствия. В Индонезии или Китае мы тоже начинаем с малой цифры, постепенно ищем партнеров, поставщиков и увеличиваем этот уровень. Так же будет и в России. Сейчас мы кое-что производим сами, кое-что привозим. Мы нашли двух российских поставщиков. Есть и японские компании, которые пришли, приходят или придут в Тверскую область. Мы будет проводить исследования, искать поставщиков, чтобы расширять уровень локализации. Мы стремимся везде поддерживать один и тот же уровень качества: для нас важно, чтобы продукция, произведенная на российским, японском, китайском заводе, была абсолютно одинакового высокого уровня. Поэтому местные предприятия, которые хотят поставлять нам продукцию, должны соответствовать определенным критериям. Из-за этого нелегко найти контрагентов в стране.

- Насколько уровень качества продукции тех компаний, с которыми вы уже провели переговоры, соответствует вашим требованиям?

- Два предприятия уже подошли нам. Есть компании, с которыми можно иметь дело, у них высокий технологический уровень. Еще одна проблема - это проблема цены. Не все компании готовы предлагать свою продукцию по приемлемым для нас ценам. Важно искать тех, кто может поставлять нам продукцию по конкурентоспособной цене.

- Удалось ли найти подходящего поставщика металлопроката?

- Мы нашли поставщика. Это «Северсталь». Мы осуществляем контроль качества.

- Сложно ли было сформировать штат для российского завода? Российский и японский подходы к работе значительно отличаются.

- Подготовка кадров - важная сфера. Мы набирали российских сотрудников и отправляли на обучение в Японию, готовили к работе с нами. И теперь они прониклись в определенной степени тем, как надо работать с японцами. Сейчас мы уже запустили программу с Конявским колледжем в Твери, куда мы приглашаем японских специалистов, чтобы они вели курсы по сварке, например, с прицелом на то, что мы потом будем забирать выпускников. Чтобы поддерживать стандарты работы по всем нашим производственным площадкам, мы ежегодно в разных странах проводим конкурсы по секциям и различным специальностям: сварке, обработке металла, покраске, логистике. В этом году конкурс пройдет в Японии.