Инвесторы всплывут из тьмы

Частная торговая площадка IEX Group, начавшая работать менее года назад, хочет стать полноценной биржей. Если Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) одобрит ее заявку, IEX станет первой новой фондовой биржей в США с 2010 г.

Сейчас IEX работает как «темный пул» и надеется получить статус биржи в течение года. Для этого она привлекла финансирование в размере $75 млн от венчурных инвесторов, включая фонды Bain Capital и Spark Capital (последний был инвестором Twitter на раннем этапе).

По данным Агентства по регулированию деятельности финансовых институтов США (FINRA) и BATS Global Markets, на долю IEX приходится около 1% объема торгов на фондовом рынке США. Доля Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) - 22%, BATS Global Markets - 20%, NASDAQ - 19%, внебиржевых площадок - 38%. Статус биржи поможет IEX увеличить объем торгов и проводить процедуры листинга. К 2015 г. руководство IEX планирует увеличить рыночную долю до 1,5%, а к 2017 г. - более чем до 8% и привлечь около 250 компаний.

«Темные пулы» - это частные торговые площадки, которые в отличие от бирж не публикуют информацию о размере сделок и их участниках во время торгов. Это позволяет институциональным инвесторам проводить крупные сделки, не опасаясь их влияния на котировки. Биржи гораздо жестче регулируются, из-за чего их расходы выше. Однако биржевой статус поможет IEX увеличить доходы и сделать более легитимной свою бизнес-модель, которая, по утверждению IEX, защищает инвесторов от высокочастотных трейдеров. Больше половины торгов в «темных пулах» приходится на пять банков: Credit Suisse, Barclays, UBS, Bank of America Merrill Lynch и Morgan Stanley.

В последнее время регуляторы и правоохранительные органы стали уделять более пристальное внимание «темным пулам». Часть инвесторов стали торговать на них из-за того, что на традиционных биржах большое влияние приобрели высокочастотные трейдеры. Но оказалось, что многие из пулов не обеспечивают защиту от них.

Хотя «темные пулы» создавались для работы с крупными заказами, сейчас размер средней сделки у пятерки крупнейших из них меньше, чем у публичных бирж, и составляет 187 акций (данные FINRA). Небольшие сделки нужны высокочастотным трейдерам, чтобы прощупать рынок на предмет крупных заказов и изменить цену в свою пользу. Так, в июне прокуратура штата Нью-Йорк обвинила Barclays в мошенничестве. По мнению властей, банк вводил в заблуждение инвесторов и на самом деле создавал преимущества высокочастотным трейдерам.

Нет гарантий того, что SEC одобрит заявку IEX, которая использует необычную торговую систему. В первую очередь выполняются заказы брокеров, даже если другие инвесторы, в том числе частные, подали заявки раньше. По мнению Ларри Тэбба, основателя изучающей электронные рынки Tabb Group, это может смутить SEC: «Исторически они [SEC] уверены, что институциональные инвесторы способны постоять за себя, а индивидуальным нужна защита».

Но если IEX получит одобрение регуляторов, она столкнется и с другими трудностями. Прежде всего вызывает сомнения ее способность конкурировать с другими биржами. IEX задерживает выполнение заказов, чтобы предотвратить высокочастотную торговлю. Это хорошо для «темных пулов», но на долю высокочастотных трейдеров приходится около половины торгов на американских биржах.