Игрушка за $2,5 млрд


Microsoft согласился купить компанию Mojang AB, разработавшую и поддерживающую игру Minecraft, за $2,5 млрд, пишет The Wall Street Journal. Сделка даст Microsoft доступ к лояльной и по большей части молодой аудитории этой игры. Но это приобретение также довольно неожиданно для Сатьи Наделлы, ставшего гендиректором Microsoft в феврале этого года. Ведь он утверждал, что компании нужно делать двойную ставку на то, что она делает лучше всего, - продажу программного обеспечения корпоративным пользователям.

Приобретение может стать золотым дождем для 35-летнего шведа Маркуса Перссона, который создал Minecraft и стал культовым героем в независимом игровом сообществе в том числе из-за своей склонности нападать на крупные компании, в частности и на Microsoft. В Mojang, получившей $100-миллионную прибыль от продажи лицензий Minecraft и сопутствующих товаров, работает всего 40 человек, а Перссон и два других менеджера являются его единственными акционерами и членами совета директоров.

С 2009 г., когда Minecraft вышла на рынок, было продано более 50 млн копий для ПК, смартфонов и игровых консолей, включая Microsoft Xbox. Игра привлекает учеников средней школы и старых фанатов видеоигр возможностью построить разрастающийся мир из цифровых блоков наподобие Lego. С Lego у бренда заключены также лицензионные соглашения по игрушкам, как и с Scholastic Corp по справочникам и с Warner Bros по будущему фильму.

Короткий путь Minecraft от культовой игры до покупки одной из крупнейших мировых корпораций показывает, как новые форматы развлечений, в особенности на смартфонах и других появляющихся новых компьютерных устройствах, потрясают медиаиндустрию. За последние несколько месяцев компании, которых не существовало еще несколько лет назад, вроде Mojang или производителя шлемов для виртуальной реальности Oculus Rift или сервиса мобильных сообщений WhatsApp, были куплены за миллиарды долларов.

Mojang отчасти важен для бизнеса Microsoft по производству смартфонов. Minecraft - одно из самых популярных мобильных приложений, но компания еще не сделала версию для ОС Windows Phone от Microsoft, которая занимает сейчас менее 3% рынка смартфонов. Теперь компания может начать создавать эксклюзивный Minecraft-контент, доступный только для пользователей Xbox или Windows Phone, предполагает аналитик Nomura Рик Шерлунд.

Потенциальная ценность бренда Minecraft для Microsoft скорее стратегическая, чем финансовая. Годовая выручка от Minecraft составила в прошлом году $290 млн - менее 1% от выручки Microsoft за 2014 финансовый год размером в $86,8 млрд. Но приобретение не несет в себе большого финансового риска для Microsoft, генерирующего достаточно наличности, чтобы делать такие покупки раз в месяц. Другое дело, что компания рискует быть не понятой своими инвесторами, которые уже сомневаются в ее стратегии в отношении сделок. Многие из них все еще раздражены весенней покупкой мобильного подразделения Nokia за $9,5 млрд.