Lada собирается в Египет

У «АвтоВАЗа» в Египте может появиться партнер - госкомпания el Nasr. Местные власти настаивают, чтобы выпуск Lada был налажен по полному циклу
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Виды на Казахстан. 6900

столько машинокомплектов Lada 4 x 4 поставил «АвтоВАЗ» в 2013 г. на завод «Азия авто» в Казахстане. Там планируется создать производство Lada полного цикла - 120 000 машин в год, наладить выпуск компонентов. Инвестиции в проект - $400 млн

Власти Египта предлагают «АвтоВАЗу» войти в совместные проекты с государственной el Nasr Automotive Manufacturing Co., сказал министр торговли и промышленности Египта Мунир Фахри Абдель Нур (цитата по «Прайму»): «Мы не заинтересованы в организации промышленной сборки автомобилей, а стремимся к созданию полноценного производства». Для «АвтоВАЗа» это будет возвращением на местный рынок, для el Nasr - шансом на возрождение компании, заверил Абдель Нур.

В прошлом еl Nasr по лицензии выпускала итальянские автомобили Fiat и их восточноевропейские варианты - польский FSO Polonez и югославский Zastava Florida.

Представитель «АвтоВАЗа» подтвердил факт переговоров, но о деталях обещал рассказать после подписания документов президентом «АвтоВАЗа» Бу Андерссоном.

В Египте уже собирали Lada - «классику» из машинокомплектов, компания Lada Egypt (теперь al Amal Co.) построила предприятие проектной мощностью 9000 шт. в год в одну смену за $12 млн, говорится на сайте «Ростеха» (акционер «АвтоВАЗа»).

В 2013 г. «АвтоВАЗ» отправил на экспорт 13 708 машинокомплектов, из них 1728 (Lada 2107) - для Египта, следует из годового отчета компании. В том же году поставки машинокомплектов прекратились, египетский партнер предложил наладить выпуск Granta, решения пока нет. «С al Amal ведем переговоры», - сказал представитель «АвтоВАЗа».

В 2013 г. в Египте, по данным OICA (Международная организация автопроизводителей), продано 226 300 легковых автомобилей - на 1,6% больше, чем в 2013 г. За последние восемь лет, несмотря на политические потрясения, местный рынок удвоился, у него большой потенциал, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В Египте на 1000 человек приходится всего 45 легковых автомобилей, в России - 270, а в некоторых странах Европы - более 500, объясняет он.

Из-за невысоких доходов населения в Египте популярны бюджетные автомобили, а это основной сегмент «АвтоВАЗа», продолжает Беспалов. Но сейчас строить завод полного цикла смысла нет, считает он: на первом этапе партнеры могли бы выпускать несколько десятков тысяч автомобилей в год, потратив на организацию их сборки $20-30 млн, а по мере роста рынка выйти на мощности более 100 000 машин в год и инвестициями свыше $100 млн и увеличить локализацию. «АвтоВАЗ» мог бы инвестировать в проект по той же схеме, что и в Казахстане (см. врез).

СП с госкомпанией даст проекту гарантии, но «АвтоВАЗ» может продолжать сотрудничество с аl Amal Co. - например, в сборочном проекте, а также в дистрибуции и сервисном обслуживании Lada в стране, рассуждает Беспалов.

У «Камаза», ГАЗа и «Соллерса» в Египте нет сборочных проектов, сказали их представители. Рынок небольшой и компании пока не хотят рисковать, комментирует Беспалов: «АвтоВАЗу» в этой ситуации проще, поскольку у него здесь уже выпускались машины.