Сепаратизм не прошел


Шотландия остается в Соединенном Королевстве: по официальным данным, за независимость на референдуме 18 сентября проголосовало 44,7% избирателей, против - 55,3% при рекордной явке в 84,5%. Главный инициатор референдума первый министр правительства Шотландии Алекс Салмонд признал поражение и подал в отставку. А премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заверил шотландцев, что все данные им обещания будут выполнены: в частности, план укрепления самоуправления Шотландии будет готов уже к январю.

Несмотря на победу сторонников единства, шотландский референдум оживил сепаратистские настроения в Европе. В пятницу парламент испанской автономной области Каталония принял закон, позволяющий провести референдум о независимости 9 ноября 2014 г. без согласия Мадрида. Ранее Каталония уже проводила плебисциты (например, в 2010 г. за независимость проголосовало 94% избирателей), но все они были неофициальными. В 2013 г. парламент Каталонии даже принял декларацию о суверенитете, но конституционный суд Испании признал это решение незаконным.

«Каталонский референдум лучше назвать всенародным опросом, так как в соответствии с испанской конституцией его результат не будет обязательным», - уточняет Том Бурридж из BBC. Каталония - это богатый и динамично развивающийся регион относительно бедной по стандартам ЕС Испании, напоминает Йозеф Дескуэнс из The Johns Hopkins University: область обеспечивает около 20% ВВП и треть всего промышленного производства и экспорта страны, при этом на регион приходится 25% налогов, что препятствует экономическому росту.

Как полагает руководитель исследовательской группы «Страноведение» Андрей Куликов, положительный исход референдума в Каталонии может запустить такой же процесс в Стране Басков. «Есть также сепаратистские настроения во Франции - это Корсика и Бретань, север Италии традиционно склонен к отделению, сейчас в Европе насчитывается около 30 таких регионов, поэтому проблема сепаратизма существовала независимо от шотландского референдума и его результатов», - подчеркивает эксперт. «Политика Кэмерона снижает градус сепаратизма в Европе, так как государственные деятели получили пример, как нужно вести переговоры», - возражает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.