Цифра недели: 20%

Сергей Портер/ Ведомости

Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении доли иностранцев в капитале СМИ 20%. Поправки, по словам их авторов - депутатов Вадима Деньгина, Владимира Парахина и Дениса Вороненкова, - направлены на обеспечение информационной безопасности страны.

Инициировала их администрация президента, говорят думские собеседники «Ведомостей». Сначала авторы проекта ссылались на обширный мировой опыт: мол, такие же ограничения в 20-25% есть в США, Австралии, Канаде, Испании и др. Но, как выяснилось, при подготовке проекта использовались неверные или устаревшие данные. Эти страны давно повысили планку владения для иностранцев или вовсе от нее отказались. Одобренный законопроект ближе к регулированию в Южной Корее и Китае.

Депутатов эти нестыковки не смущают. Они уверены, что принципиально это ситуацию не меняет: мы не можем поступать как мирная Канада или Германия, у нас война. В каких именно примерах проявляется скрытое влияние иностранцев на формирование антироссийских взглядов в обществе, депутаты не говорят.

По этой логике, иностранцы в принципе не могут не заниматься подрывной деятельностью по поручению своих правительств и спецслужб. Даже когда они фальшивые (российские компании и граждане часто владеют СМИ через офшоры). Поэтому среди «иностранных СМИ» депутаты вчера, к примеру, назвали «Коммерсантъ» и семейство изданий РБК. Получается, олигархи Алишер Усманов, Михаил Прохоров и Роман Абрамович (владеет частью «Первого канала» через офшоры) внезапно стали иностранными агентами влияния?

Но шутки в сторону. Российские владельцы СМИ могут вывести свои активы из-под кипрской юрисдикции, хотя и потеряют на налогах. Но в стране множество СМИ с реальным иностранным капиталом - от женских журналов до телеканалов, большая часть из них развлекательные. Подавляющая часть глянцевых журналов выпускается издательскими домами - подразделениями иностранных медиакорпораций. Так, «Ведомости» входят в Sanoma Independent Media, где основной владелец - финская Sanoma.

Чем же провинились журналы, рассказывающие, как соблазнить мужчину или как ему получить восемь кубиков на прессе? Эти еще хуже, заявили депутаты: они тайно работают на «пятую колонну». А еще иностранные издательские дома тихо скупают сайты и газеты в регионах, поделился Деньгин, конкретных названий не сообщив. Выходит, иностранцы зарабатывают в России на рекламе в глянце, а на эти деньги занимаются политической деятельностью!

Еще недавно власть призывала регионы привлекать иностранные инвестиции. Антироссийской деятельностью это не считалось. Недавно шведскую MTG (совладелец CTC Media) и американский Disney (совладелец одноименного канала) приглашали на прием к Владимиру Путину. Теперь времена изменились.

Все аргументы депутатов сводятся не к экономике и бизнесу, а к войне. Против нас идет информационная война! Больше никаких разночтений и импортной идеологии! Каждое общественно-политические СМИ с иностранным капиталом теперь как рота диверсантов в тылу, развлекательный канал - истребитель, а глянцевый журнал - вообще танковая дивизия.