Интервью: Мегаполисы - финансовые мускулы мира

Moscow Urban Forum

Габриэлла Гомес Монт, руководитель Laboratorio para la Ciudad, знает, как спланировать удобный для жизни город. Возглавляемая ею междисциплинарная исследовательская лаборатория стала частью официального городского правительства Мехико на ближайшие шесть лет.

- Габриэлла, что вы думаете о Москве?

- У Москвы много общих черт с другими мировыми городами, с Мехико. Я впечатлена.

- Вы оценили московские пробки?

- Почувствовала себя почти как дома. У нас такая же ситуация.

- И как она решается?

- Например, за счет использования велосипедов. Мы думали, что для такого большого города, как Мехико, это невозможно. Но сейчас в день совершается более 24 000 велосипедных поездок.

Второе решение - использование скоростных автобусов. Они быстро передвигаются по отдельным линиям, которые идут вдоль автодорог. Мехико скопировал опыт небольшого бразильского города Куритиба, где была введена такая система. И вот уже более 10 лет она работает. В течение следующих четырех лет мы введем еще 100 км такой дороги, и у нас будет самая крупная сеть скоростных автобусов в Южной Америке. Сейчас проектируем и в следующем году планируем внедрять систему безопасности пешеходов. Мы хотим добиться того, чтобы пешеходы в городе чувствовали себя комфортно.

Этими проблемами занимается не только министерство транспорта, но и организации, отвечающие за планирование города. Новые постройки проектируют близко к транспортным узлам и/или так, чтобы было удобно добираться общественным транспортом.

Мы хотим, чтобы дорога на работу занимала не более 45 минут. Профильные министерства работают над изменением структуры города: создаются новые центры активности, где люди смогут работать, жить и не пересекать город несколько раз за день. Мы пытаемся сделать Мехико более компактным и насыщенным.

- Как можно вынудить девелоперов строить не только жилье?

- Естественным путем сложно развивать смешанную застройку. Там, где нет смысла строить офисы, бизнес не будет этого делать. Так было, например, в Бруклине, который долгое время был только спальным районом. Когда власть начинает создавать магниты для бизнеса, тогда территории развиваются. Так, в Буэнос-Айресе определенные виды бизнеса начали скапливаться в тех местах, для которых была предусмотрена сниженная налоговая нагрузка. В Санта-Фе на дамбе на голом месте был организован крупный финансовый центр. Власти создали для бизнеса выгодные условия работы на данной территории, и теперь это очень дорогая земля. Можно сплачивать людей вокруг культурных центров. Например, сдавать художникам галереи по низким ставкам. Постепенно вокруг них появляются кафе, ресторанчики и растет цена земли.

Магнитом могут выступать заброшенные места, парки, вокруг которых собираются люди, желающие облагородить место. Самый известный пример - Хай-лайн в Нью-Йорке.

- Как будут развиваться моногорода? Банкротиться, как Детройт?

- Будут банкротиться или меняться. Детройт - интересный пример. В городе был один магнит - промышленность, и он перестал работать. Тем не менее в Детройте есть районы, которые отлично себя чувствуют, там продолжается хозяйственная деятельность. Туда из-за дешевизны земли начинает приезжать молодежь, люди преобразовывают заброшенные, никому не нужные места. Возможно, город получит новый импульс, найдет новый магнит. Как Нью-Йорк, который в 1970-е гг. был банкротом, а теперь это финансовый центр мира.

Мы часто говорим, что мегаполисы - это большая проблема. Но вместе с тем они являются нашими финансовыми мускулами. Например, Мехико по денежному обороту сравним с Чили, а Париж - с совокупным оборотом трех небольших государств. Мегаполисы - это будущее страны. За счет плотности жизни, соседства разных типов людей с разной ментальностью в городах всегда появлялось много идей.