Список для «В контакте»

«В контакте» не удается договориться с правообладателями об исключении из американского реестра пиратских сайтов. Они вновь рекомендуют включить соцсеть в этот список

Представители RIAA указывают, что владельцем 100% «В контакте» является Mail.ru Group, акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже. По данным RIAA, во «В контакте» можно найти сотни тысяч нелицензионных файлов: «Музыкальный сервис «В контакте» дает возможность пользователям загружать и слушать файлы, загруженные другими пользователями». Кроме того, мобильные приложения, созданные сторонними разработчиками, дают доступ к нелицензионному контенту даже тем, кто не зарегистрирован в самой «В контакте». Все это, отмечают в RIAA, дает конкурентное преимущество «В контакте» не только перед другими соцсетями, но и перед лицензионными музыкальными сервисами, работающими в России, - iTunes, Google Music, Deezer, Trava.ru («Мегафон») и «Яндекс.Музыка».

Две крупнейшие американские организации, защищающие интересы правообладателей, - Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA) и Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) - рекомендовали торговому представительству США оставить социальную сеть «В контакте» в так называемом «списке 301», в который США включают нарушителей авторских и смежных прав. Это следует из опубликованных на сайте торгпредства документов, отправленных MPAA и RIAA директору подразделения торгпредства по интеллектуальной собственности Сьюзан Уилсон.

Как раз сейчас ведомство формирует список стран за 2014 г., являющихся самыми крупными рынками пиратского контента. В сентябре этого года представитель Международного альянса интеллектуальной собственности (IIPA) писал чиновникам торгпредства, что Россия не выполняет свои обязательства по охране авторских и смежных прав, взятые после вступления во Всемирную торговую организацию в 2012 г. Он привел в пример «В контакте», к которой государство не применяет никаких мер.

Присутствие в «списке 301» ограничивает число возможных партнеров компании, говорит сотрудник одной из звукозаписывающих фирм: у некоторых крупных правообладателей есть правило не работать с компаниями из этого списка. Это правило не приведет к полному отказу правообладателя от сотрудничества с «В контакте», считает источник в одной из продюсерских компаний. «Список 301» - аргумент в переговорах, но если компания решит легализовать пиратский контент, то присутствие в этом списке не станет помехой, уверен он. Источник в крупной американской киностудии говорит, что его компания не работает с «В контакте», так как в этой соцсети слишком много пиратского контента. Партнерство, по его словам, возможно только после удаления этого контента.

Ограничения на работу с компаниями из пиратского списка могут быть и у рекламодателей, но отказаться от сотрудничества им придется, только если поднимется скандал, считает источник в крупной рекламной группе. Источник в другом рекламном холдинге говорит, что у крупных рекламодателей есть ограничения на работу с компаниями, находящимися в различных списках, в том числе и пиратском. На бизнес «В контакте» это пока серьезно не влияет, поскольку доля крупных рекламодателей в рекламной выручке соцсети сравнительно невелика (10-30%), а основные деньги компания зарабатывает на платежах пользователей и рекламе малых и средних бизнесов. Если «В контакте» начнет активно развивать видеорекламу, то ситуация может измениться - в этой нише доминируют крупные транснациональные рекламодатели.

В списках пиратов RIAA и MPAA «В контакте» идет под первым номером. MPAA отмечает, что «В контакте» доступна пользователям на нескольких языках, включая английский, и является, по данным Alexa.com, 23-м по посещаемости сайтом в мире и вторым в России. Аудитория «В контакте» составила 92,6 млн уникальных посетителей в августе 2014 г., на 8% больше, чем годом ранее (данные Comscore).

Представители RIAA напоминают, что крупнейшие звукозаписывающие компании - Sony Music Russia, Universal Music Russia и Warner Music - с весны судятся с «В контакте», требуя признать социальную сеть нарушителем прав на произведения отдельных музыкантов.

Представители «В контакте» и Mail.ru Group отказались от комментариев. Ранее источники в музыкальной индустрии и структурах бизнесмена Алишера Усманова (холдинг USM Усманова и его партнеров владеет «В контакте» через Mail.ru Group) рассказывали «Ведомостям», что USM недавно заново начала переговоры с музыкальными правообладателями. В них речь идет о легализации музыки во всех входящих в Mail.ru Group социальных сетях: «В контакте», «Одноклассниках» и «Моем мире». Для этого USM наняла знаменитого американского юриста Джоеля Каца, входящего в топ-100 самых влиятельных людей в индустрии развлечений по версии журнала Billboard. Однако эти переговоры находятся на самой ранней стадии.