Личная эффективность: Чтобы стать отличным профессионалом в IT, нужно желание изменить мир

В детстве и юности у меня было два увлечения. Спорт - как и у всякого уважающего себя бразильца. И математика. Когда пришло время выбирать, чем заниматься в жизни, я без всяких сомнений выбрал спорт. Но отец, узнав о моем выборе, сказал, что спортом, конечно же, надо заниматься всю жизнь, но при этом хорошо бы рассмотреть и другие профессии. Он думал, что у меня было больше шансов стать успешным в жизни, сделав выбор в пользу математики. На мое возражение, что математика в чистом виде меня не очень-то привлекает, отец ответил, что есть ряд дисциплин, которые на ней основаны. «Ты же любишь технологии?» - забросил он удочку.

Мы жили тогда в небольшом бразильском городе, столице одного из фермерских штатов. Шел 1990 год, интернета в городе практически не было, но отец смог понять, насколько это направление будет востребовано в ближайшее время, и убедить меня.

Я успешно сдал экзамены в три ведущих вуза Бразилии, где были профильные факультеты. Это было почти 25 лет назад, на выбранное мною направление конкурс был 44 человека на место. Но результаты экзаменов позволили мне поступить в самое престижное в выбранной отрасли высшее учебное заведение Бразилии - Государственный университет Сао-Карлос.

Умная картошка

Как только я начал учиться на инженера-электронщика, то понял, что IT - это не просто глубокое знание технологии, а стиль жизни. Для IT-специалиста очень важно желание что-то изменить, а для этого важно изучать бизнес-процессы, потому что изменения невозможны без понимания, что происходит и почему происходит именно так, а не иначе.

В университете меня учили не столько программированию, сколько правильному подходу к получению информации, усвоению новых знаний, их систематизации и умению применять на практике. Я работал в одном студенческом проекте, которым руководил профессор нашей кафедры. Мой проект назывался «Умная картошка». Это был небольшой прибор, который фермеры вкладывали в лунку при посадке клубневых культур, чтобы получать информацию о температуре, влажности, кислотности почвы и целом ряде других важных показателей, чтобы обеспечивать сельскохозяйственным посадкам правильный уход и получать максимально возможный урожай. Поскольку Бразилия - страна сельскохозяйственная, практически все студенческие IT-проекты, финансируемые государством, были так или иначе ориентированы на фермеров. И студенческие разработки дали мне понимание, что IT-технологии могут быть интегрированы в любой бизнес-процесс.

Улучшений много не бывает

Получив степень магистра по информационным технологиям в 1997 г., я был приглашен в бразильское подразделение IBM на проект разработки программного обеспечения для металлургической отрасли. В металлургии роботов используют широко, потому что они гораздо выносливее людей. Но разработка роботов - узкая специализация, что меня совершенно не вдохновляло. Поэтому я воспользовался первым же предложением перейти в сферу консалтинга в логистике, чтобы разрабатывать решения для оптимизации транспортных и складских операций. Пару лет работал IT-консультантом в логистике, внедряя различные проекты - от систем планирования площадей склада до транспортировки и управления складами в разных компаниях и бизнес-отраслях. В этот период я с головой ушел в изучение бизнес-процессов, потому что четко понимал: это именно то, чем я хочу заниматься в жизни. Изменяя процессы, каждый человек участвует в улучшении мира.

С 1999 по 2005 г. я принял участие более чем в 15 проектах полного внедрения SAP по разным направлениям и в различных отраслях. Совместно с SAP AG разрабатывал функционал для последующего внедрения в бизнес-отраслях, выполнял роль руководителя, архитектора, разработчика и консультанта в многочисленных успешных проектах в Южной, Центральной и Северной Америке.

А в 2005 г. я просто взял и разместил свое резюме на хантерском сайте. Мой опыт работы в различных бизнес-отраслях оказался очень востребован. В тот момент у меня уже сформировался стойкий интерес к рынку FMCG как наиболее мобильному, непрерывно меняющемуся, нуждающемуся в постоянных улучшениях. Общество и FMCG развиваются параллельно, это зеркало жизни людей, их уровня дохода, покупательских привычек и предпочтений. Больше всего предложений мне пришло из банковского, нефтяного и газового секторов. И я все их отклонил, потому что они не давали возможности реализовать мое стремление менять мир к лучшему. Я принял первое же предложение, поступившее мне от FMCG-игрока. Из Австралии. Но оформление визы занимало тогда бездну времени, поэтому, когда компания Сiber предложила шестинедельный FMCG-проект в России, я ухватился за эту возможность.

Личное место силы

Оказалось, что Россия - идеальное место, где я могу что-то добавить, улучшить, развиваться в интересном направлении, получать удовольствие от того, что востребован весь мой опыт. Компания «Эльдорадо» стала моим вторым клиентом в России. Мы нашли друг друга - амбициозный консультант, ставящий перед собой цель ни много ни мало изменить мир, и инновационная компания, которая хотела догнать развивающийся бешеными темпами мировой рынок ритейла. Через шесть лет, реализовав несколько интереснейших проектов, я был назначен главным IT-архитектором Сiber по «Эльдорадо», а потом получил приглашение перейти в команду «Эльдорадо». Сначала на позицию заместителя вице-президента по операционной деятельности по трем направлениям - управление IT-департаментом, контактным центром и проектным офисом. А затем был назначен вице-президентом по информационным проектам.

Особенность нашего времени в том, что айтишником можно назвать любого человека, скачавшего приложение на свой смартфон. Поэтому студентам, которые сегодня изучают IT, будет сложнее, чем людям, стоявшим в начале пути. Раньше было проще добавить в отрасль что-то новое. Сейчас сложнее.

Чтобы стать отличным профессионалом в IT, нужны умение видеть причинно-следственную связь, делать логические выводы, стремление к постоянному накоплению информации, которой много не бывает, способность строить новые комбинации из уже имеющихся знаний. Нужно выходить из зоны комфорта, не бояться нового, потому что если бояться, то новых технологий не будет. Ну и, конечно, чувство юмора и желание изменить мир.