Дефолт уронил облигации

Инвесторы избавляются от облигаций «Ютэйр». Авиакомпания обещает вскоре подготовить план реструктуризации долга
Денис Абрамов/ Ведомости

«Это не первый раз в этом году, когда компания-эмитент не смогла расплатиться по оферте, не ожидала, что держатели бумаг предъявят такие объемы к погашению, и не запаслась ликвидностью», - говорит заместитель гендиректора УК «Паллада эссет менеджмент» Александр Баранов. Причина - выросшие ставки: когда надежные эмитенты или банки предлагают приличную доходность, ясно, что инвесторы предпочтут выйти из менее надежных бумаг и вложиться в качественный долг. Как пишут в отчете аналитики БКС, дефолт по бондам «Ютэйр» - первый крупный случай после кризиса 2009 г., что может привести к более активной переоценке кредитных рисков в бондах второго-третьего эшелонов. «Все рассчитывали и рассчитывают, что «Ютэйр» поможет и рефинансирует долги крупнейший кредитор - Сбербанк», - говорит менеджер одного из инвестфондов.

Рублевые облигации «Ютэйр» в пятницу на Московской бирже подешевели на 5,79-15,04% из-за сообщения о том, что авиакомпания не смогла 20 ноября исполнить оферту по двум выпускам облигаций по 1,5 млрд руб. Выпуски девятый и десятый структура «Ютэйр», «Ютэйр-финанс», размещала по открытой подписке в ноябре 2012 г. на три года. Ставка первого купона была 13%. Поручителем была материнская «Ютэйр». «Ютэйр-финанс» не смогла исполнить оферту из-за «отсутствия денежных средств в необходимом объеме по причине нарушения срока возврата займов», ранее выданных авиакомпании, объяснила компания. В пятницу девятый выпуск биржевых облигаций эмитента упал на 10,81% (до 83% от номинала).

По облигациям девятого выпуска инвесторы принесли эмитенту 1,228 млрд руб., десятого выпуска - предъявили к выкупу бумаги на сумму 1,448 млрд руб. Десятый выпуск биржевых облигаций компании снизился в цене на 15,04% (также до 83% от номинала). В течение предыдущего года облигации этих выпусков не падали ниже 99,5% от номинала. Держателями бондов девятого выпуска, по данным портала cbonds.info, являются компании «Аналитический центр» и тюменский «Унисон траст». Связаться с их представителями не удалось.

По данным на 30 сентября, общий долг «Ютэйр» был 74,1 млрд руб. (в том числе в течение года нужно было вернуть 46,5 млрд руб.), а на счетах компании было 220 млн руб. денежных средств и эквивалентов. Крупнейшие кредиторы авиакомпании, не считая «Ютэйр-финанс»: Сбербанк (23,4 млрд руб.) и банк «Россия (8,4 млрд руб). Представитель «Ютэйр» не ответил, предусмотрен ли условиями кредиторов кросс-дефолт. Соотношение скорректированного чистого долга и EBITDAR (EBITDA + расходы по операционной аренде) у «Ютэйр» по итогам 2013 г. было 8,7 (у «Аэрофлота» этот показатель - 4,2, у «Трансаэро» - 6,5), следует из презентации инвестиционной компании «Регион», представленной на форуме «Крылья России» этой осенью.

Консультант «Ютэйр» по реструктуризации - Райффайзенбанк, сообщала авиакомпания. Стратегия по реструктуризации будет готова в течение нескольких недель, сказал гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Говорить о точных сроках пока трудно, но в любом случае в течение месяца», - уточнил начальник управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Олег Гордиенко. Мартиросов отметил, что одним из способов привлечения средств может быть допэмиссия. В начале июня совет директоров «Ютэйр» одобрил размещение 50,97% нового капитала на 13,8 млрд руб. по закрытой подписке в пользу НПФ «Сургутнефтегаз» и принадлежащего ему ЗАО «АК-инвест», а также структуры ГК «Регион» - ООО «РЕ-авиа». При этом «РЕ-авиа» «будет вправе приобрести не более 5% от общего количества дополнительных акций». Как распределятся акции между НПФ «Сургутнефтегаз» и ЗАО «АК-инвест», не раскрывалось. Когда размещение завершится, не ясно.