Персона: «Евангелист - профессия творческая»

Михаил Черномордиков, IT-евангелист, директор департамента стратегических технологий Microsoft в России, член совета директоров Microsoft в России
С. Портер/ Ведомости

Официальная должность Михаила Черномордикова звучит суховато и не очень понятно - «руководитель департамента стратегических технологий Microsoft в России». Куда интереснее неофициальное название его позиции - «евангелист». Как и его библейские коллеги, Михаил призван сеять разумное, доброе и вечное: расписывать прелести технологий Microsoft и привлекать новых адептов. Причем делать это бескорыстно: евангелист не должен мыслить категориями продаж, его задача - популяризация продуктов компании. Как заметил один из евангелистов, все это похоже на работу лектора советского общества «Знание», который выступает по всей стране и старается зажечь молодежь, увлечь ее наукой.

Штрихи к портрету. Михаил Черномордиков

родился 16 сентября 1984 г. в Мурманске

2006

окончил политехнический факультет Мурманского государственного технического университета по специальности «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

с 2006

разработчик в компании Luxoft (Москва)

в 2007

начал карьеру евангелиста Microsoft с должности эксперта по технологиям разработки программного обеспечения

с декабря 2013

возглавляет департамент стратегических технологий Microsoft

- Как ты и твои коллеги называют свой департамент?

- «Департамент евангелизма».

- А что написано в трудовой?

- «Департамент стратегических технологий». Но на английском мы официально называемся Evangelism Unit, на визитках написано Evangelist. Так что я евангелист вполне официально.

- Как бы ты объяснил, кто такой евангелист?

- Самая очевидная аналогия - это проповедник, который рассказывает людям о том, во что сам верит, и предлагает стать частью сообщества. А IT-евангелисты представляют техническую среду и приглашают других стать частью той экосистемы, куда входят сами. Зовут разделить с ними радость пользования теми или иными продуктами и сервисами. Считается, что первый технический евангелист появился в компании Apple. Это был Гай Кавасаки. Он рассказывал разработчикам про платформу Macintosh и объяснял, как писать под нее приложения. Потом Кавасаки пошел дальше, стал венчурным инвестором, но его пример вдохновил лидеров IT-рынка: вскоре евангелисты появились во многих компаниях, в том числе в Microsoft. Это не значит, что всем IT-компаниям стоит следовать за гигантами и обзаводиться собственными евангелистами: нанимать человека на эту должность стоит фирмам, у которых есть общая система, предполагающая участие других людей и организаций. В случае технологических компаний это платформа, на базе которой другие могут создавать свои решения.

- То есть речь о В2В?

- Не обязательно. Аудиторией евангелиста может быть, например, студент, который пишет приложение из чистого любопытства.

Удовлетворенность и размер

- Бывают маркетологи, бывают продавцы таймшеров. И те и те увлеченно рассказывают людям о продукте и предлагают стать членом сообщества. Чем от них отличаются евангелисты?

- Тем, что евангелисты ничего не продают: эффективность их работы измеряется не продажами. Это принципиальная разница, особенно если мы говорим про разработчиков, которые не хотят ничего покупать и не желают забивать голову классическим маркетингом, а ищут человека, с которым можно посоветоваться. Евангелисты показывают возможность сделать что-то качественно - и сделать это вместе. Например, разработчик пишет приложение под Windows. Он хочет понять, как сделать его удобным, красивым, хорошим. Евангелисты ему расскажут, покажут, помогут.

- Разработчиков десятки тысяч. Чтобы всем рассказать-показать, не приходится разрываться на части?

- Мы стараемся эффективно использовать каждую минуту. Например, общаемся с людьми везде, где есть возможность: на мероприятиях, на онлайн-конференциях, в соцсетях. Записываем видеоролики с ответами на самые распространенные вопросы, чтобы потом не тратить время и силы на повторение. Знаем, где найти понятные и подробные материалы, и можем в любой момент направить тех, кто ими заинтересовался.

- Количество постов и видеороликов как-то регулируется? Существует программа-минимум?

- К счастью, нет. Евангелисты сами определяют, как им удобнее достичь цели, здесь у каждого свой стиль. Евангелист - профессия творческая, в ней сложно и не нужно ставить жесткие рамки.

- Предположим, я - начинающий программист. Я столкнулся с трудностями, самому разбираться с ними лень. Я могу написать в твоем твиттере: «Михаил, давай-ка встретимся, поговорим»?

- Конечно! Я уточню, что конкретно тебя интересует, и, возможно, позову в гости в офис Microsoft. А могу вместо встречи посоветовать, где почитать про проблему: например, другой разработчик уже сталкивался с той же самой трудностью и написал статью, где разложил все по полочкам. Могу и пригласить на ближайшее онлайн-мероприятие, где целый день с 9 утра до 17 вечера будут доклады, в том числе на твою тему, и ты сможешь получить ответы на все возможные вопросы.

- Если евангелист ничего не продает, как измеряется результативность его работы?

- По размеру и удовлетворенности его экосистемы - лояльного и неравнодушного сообщества, которое он формирует вокруг себя. Важно, скольких людей он привлек и насколько они удовлетворены. Например, евангелист специализируется на системе игр Xbox. Если люди начинают рассказывать друзьям, как круто писать игры для этой приставки, значит, евангелист работает успешно. Если же евангелист затащил в экосистему Xbox человека против его воли, тот, условно говоря, вопил и вырывался, - это плохая работа. Да и в экосистеме такой горе-адепт долго не задержится.

- А как оценить размер аудитории?

- Это комплексный показатель, составляющих множество. Если мы говорим о приложениях для Windows Phone, то стоит оценить, сколько появилось новых программ, причем не абы каких, а удобных и полезных для пользователей (об этом говорит, в частности, место в рейтинге), часто ли они обновляются, какова динамика загрузок и т. д. и т. п.

- А как измеряется удовлетворенность аудитории?

- Существуют различные методы проведения опроса для разных платформ. Эти измерения проводятся с той или иной регулярностью. Кроме того, отслеживаются отзывы разработчиков, отзывы пользователей, спрос на новые приложения и многие другие параметры.

От рассвета до заката

- Расскажи о распорядке дня евангелиста. Как проходит твой обычный день?

- Распорядок дня у евангелистов очень разный - он зависит от специализации и личного стиля работы. Я, например, к 9 утра еду в офис, потом на встречи. Или на встречи, а потом уже в офис. Общаюсь с коллегами, смотрю последние новости по отрасли, отвечаю на почту и комментарии в соцсетях. Надеваю гарнитуру и записываю какой-нибудь ролик - например, как лучше монетизировать приложение в онлайн-магазине. Актуальные темы постоянно обновляются, ведь технологии не стоят на месте.

Так проходит день. Потом в Москве наступает вечер, а Западное полушарие только просыпается. Где-то между 18 и 20 часами появляются новости от технологических компаний из разных стран мира. Нужно их отсмотреть, возможно, что-то написать в соцсетях. А потом можно и домой. Когда я не руководил евангелистами компании в России, свободного времени было больше, я приезжал на работу позже и часто работал вне офиса.

- Можно ли работать евангелистом в России онлайн, физически находясь где-нибудь в Таиланде?

- Это слишком сложно. Нужно постоянно быть на связи с экосистемой, а личное общение ничего не заменит. Поэтому-то, несмотря на все технологии, даже компьютерщики проводят конференции вживую.

- Тебе удается отгуливать весь отпуск?

- Конечно. Люблю отдыхать часто, но понемногу. Например, уезжать на несколько дней в другую страну.

- При этом отключаешь гаджеты?

- Нет. Читаю новости, соцсети. Отключаю только рабочую почту.

- А по работе много путешествуешь?

- Когда я только пришел евангелистом в компанию, много ездил по России. У нас были мероприятия в Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Барнауле, Новосибирске, Архангельске и много где еще.

- Удавалось увидеть город или только аэропорт - гостиница - конференц-зал - самолет?

- При желании, конечно, удавалось. В новом интересном месте я планировал так, чтобы осталось время на знакомство с городом

«Что? Где? Когда?» XXI века

- Как ты стал евангелистом?

- В 2001 г. я поступил в Мурманский государственный технический университет изучать программирование. На 3-м курсе понял, что хочу не только создавать программы, но и рассказывать об этом. Придумал доклад и отправил тезисы в Microsoft. Меня пригласили выступить на конференции компании в Санкт-Петербурге. Там я узнал про Imagine Cup - международный технологический конкурс среди студентов и старшеклассников, который проводит Microsoft. Собрал команду, сделали проект и отправили заявку на конкурс. Нас пригласили на финал в Москву, где мы получили приз зрительских симпатий.

- Что это был за проект?

- В университете мы играли в «Что? Где? Когда?». Мне казалось странным, что в ХХI в. ответы по старинке пишутся на бумажках, потом специальный человек бегает и собирает их. Поэтому мы написали прототип компьютерной системы для организации интеллектуальных игр.

После Imagine Cup я стал студентом - партнером Microsoft в своем вузе. Получал информацию о продуктах компании, приглашения на конференции и мероприятия, популяризировал технологии Microsoft в своем университете. Окончил вуз, переехал в Москву и полгода работал в одной софтверной компании разработчиком .net-приложений. А около восьми лет назад перешел в Microsoft на должность евангелиста.

- Ты хорошо себе представлял, что это за работа?

- Да - евангелисты не раз приезжали к нам в Мурманск выступить перед студентами. Позже я плотно общался с ними как студент-партнер. Эти люди постоянно изучают новые продукты и возможности и рассказывают другим о том, что узнали. Такая работа - делиться тем, что заинтересовало самого, - показалась мне очень интересной.

- Все восемь лет ты специализировался на одной и той же сфере?

- Я занимался самыми разными вещами. Начинал с работы со студентами по всей России, потом имел дело с разработчиками мультимедиапродуктов. Тогда на новый виток развития вышла платформа Silverlight, которая упрощает доставку видеоконтента. Я много общался с телеканалами, например ВГТРК, и компаниями, транслирующими видео по интернету.

После появления Windows Phone вместе с коллегами мы с нуля развивали в России рынок приложений для смартфонов с этой ОС. Встречался со всеми компаниями, которые стали потом создавать мобильные приложения под нашу платформу, среди них - «Яндекс», «Одноклассники», «Афиша», авторы игры Cut the Rope, рестораны, банки и многие другие. Было крайне интересно знакомиться с разными рынками и компаниями - еще одно преимущество работы евангелиста.

- Сейчас ты руководишь всеми евангелистами Microsoft в России. А сам продолжаешь работать евангелистом?

- Если евангелист - это призвание и состояние души, то можно продолжать быть им в любом статусе. Ничто не мешает мне отвечать на вопросы в почте или соцсетях, записывать блог, встречаться с пользователями наших платформ. Я стараюсь подавать информацию в доступной и интересной форме, не перегружать ее лишними деталями - чтобы она зацепила даже тех, кто не слишком хорошо разбирается в технологиях, и была практически полезна.

- Как росло количество евангелистов в компании?

- Сам департамент появился более 10 лет назад. Когда восемь лет назад я пришел на работу, сотрудников было вдвое меньше. Раньше основной упор делался на разработчиков коробочных продуктов (т. е. программы продаются в коробках в магазинах. - «Ведомости»). А теперь разработчиков и каналов продаж очень много, лидера выделить сложно. Например, открылся магазин приложений для смартфонов с Windows Phone. Появились серверные мощности, которые позволяют сторонним разработчикам писать решения на них.

- Как меняется профессия?

- С изменением технологий. Мы буквально следуем за прогрессом. Скажем, появились соцсети, развились технологии онлайн-общения - евангелисты начали активно использовать блоги, меньше ездить в командировки и больше общаться в сети.

Раньше евангелисты занимались только технической стороной дела, сегодня они становятся еще и экспертами по развитию бизнеса. Причина в том, что прежде разработчиков интересовали в основном проблемы программирования. А теперь благодаря онлайн-магазинам стала актуальной проблема монетизации программ.

С развитием технологий специализация евангелистов становится все более узкой: один занимается мобильными приложениями, другой - серверными мощностями, третий - развитием бизнеса стартаперов.

Карьера и проповедь

- Кому можно посоветовать быть евангелистом?

- Евангелист - уникальный специалист, он сочетает технические знания и коммуникабельность. Будучи отличным IT-специалистом, он не просто умеет, а любит общаться. Если вы в равной мере наделены этими качествами, есть шанс стать хорошим евангелистом. Если же вы любите общаться с людьми, но не в восторге от перспективы часами копаться в технических подробностях или же являетесь классным разработчиком, но людей сторонитесь - идти в евангелисты не стоит.

- Что нужно изучать евангелисту?

- В первую очередь ту область, в которой он хочет специализироваться. Если ты евангелист по мобильным приложениям, у тебя в активе должно быть несколько успешных программ. Если твоя область - облачные технологии, ты должен свободно разбираться в них.

- Какие тренинги проходят евангелисты в компании? Например, изучают ли психологию?

- В Microsoft есть тренинги по общению, но они предназначены для всех сотрудников. Главное, что в обязательном порядке изучают евангелисты, - технологии. Как только появляется что-то новое, мы должны досконально разобраться в этом. IT - это область, где у руля стоят не управленцы, а создатели продуктов: посмотрите на Facebook, Google, Twitter и Microsoft. Для построения доверительных отношений нужно уметь не только говорить про финансы, договоры и менеджмент, но и непринужденно обсуждать технические подробности.

- Вы сдаете экзамены по знанию технологий?

- В обязательном порядке - нет. Но есть возможность пройти сертификацию по продуктам Microsoft, и многие сотрудники это делают.

- Какая карьера открывается перед евангелистом?

- У нас в компании есть два основных пути развития. Первый - развивать экспертизу в одной области. Яркий пример - Марк Руссинович, американский специалист по внутреннему устройству операционной системы Microsoft Windows, автор многих системных утилит, книг и докладов. Когда он приезжал в Россию, к нему выстроилась отдельная очередь за автографом. Люди вроде него не хотят управлять другими, у них нет больших команд. Они оттачивают профессионализм в выбранной конкретной области. Для таких людей есть соответствующая линейка должностей: эксперт, старший, главный эксперт и т. д. Руссинович, например, занимает должность Technical Fellow (буквально - «техник», по сути - член технического совета корпорации. - «Ведомости»).

Второй путь - более традиционный. Человек становится евангелистом, потом начинает руководить командой, сфера ответственности постоянно расширяется... Эти два пути можно комбинировать между собой, причем развитие может быть не только вертикальным, но и горизонтальным: из евангелистов есть возможность перейти в консультанты, разработчики, маркетологи...

Телепортатор - это лифтер

- Были случаи, что вас упрекали в использовании религиозного термина для мирской профессии?

- Ни разу - все-таки профессия существует не первый год, люди привыкли. Никого ведь не удивляет, что IT-архитектор не проектирует здания, а создает IT-системы. А профессия developer, которую на русский переводят как «разработчик», первоначально вообще обозначала строителя, застройщика. Но в среднем раз в год кто-то удивляется необычному названию - например, как-то раз меня спросили о моей профессии на таможне и долго думали, что я их разыгрываю.

- В США «евангелист» не обязательно относится к IT - есть чуть ли не евангелисты жвачек.

- Строгого определения профессии не существует, и ничто не мешает любому, кто занимается продвижением продуктов своей компании, назваться евангелистом, чем бы его компания ни занималась. Такое происходит со многими новыми профессиями, когда специальность еще не прописана, нет учебных планов для вузов, профессиональных ассоциаций...

- А будет все это?

- Не уверен. Все-таки профессия не очень массовая.

- Как думаешь, какие новые профессии появятся в IT?

- Новых профессий пока не появляется. Скорее старые профессии переходят в новую среду обитания. Возникли, например, маркетинг в IT, онлайн масс-медиа со своими законами и функциями... Те же программисты - это не новая профессия, это инженеры софта, которых стало так много, что они получили отдельное название. 3D-визуализатор - это тот же художник. Телепортатор, если появится, - это новый лифтер.

- А евангелист кто в прошлом?

- Инженер по расширению партнерской сети. Но согласись: «евангелист» звучит много лучше.