Правила игры: Корпоративная благотворительность: ситуация и прогнозы


Вот уже семь лет мы смотрим на результаты проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», наблюдая за общей динамикой социальных инвестиций крупного бизнеса, появлением и проявлением новых трендов. Мы видели, как восстанавливается сектор после кризиса 2008 г., как в стремлении сохранить объемы поддержки компании стали искать альтернативные возможности и, как следствие, развивать корпоративное волонтерство и стимулировать частную благотворительность.

Прогноз прошлого года в целом можно свести к тому, что сектор достаточно устойчив, чтобы продолжать развиваться, несмотря на экономические и иные риски, дефицита в которых, впрочем, никогда не было. Во многом этот прогноз оправдался. Бизнес сохранил за собой важнейшую роль в развитии филантропии в России и в качественном, и в количественном выражении. Многие крупные компании уже отметили десятилетие своей социальной деятельности и вышли на этап переосмысления целей и желаемых эффектов. Это проявляется в корректировке политики и стратегии, регулирующих социальные инвестиции, детализации и уточнении формулировок задач и критериев оценки. Вырос запрос на специальное образование и профессиональную рефлексию - консультации не только в рамках разработки социальных программ, но и комплексной оценки деятельности бизнеса в данном направлении.

Сохранился тренд усиления активности компаний в регионах присутствия. Все большее внимание привлекают региональные площадки для обсуждения различных аспектов социальной деятельности, инициаторами и активными участниками которых становится бизнес. Плотность мероприятий становится настолько высокой, что не всегда понятно, какое из них в данный момент следует посетить: единичные семинары и круглые столы становятся регулярными, в крупных городах проводятся собственные конференции, расширяется география, фиксируются региональные лидеры - организаторы обсуждений социальных инвестиций. Чему мы пока не научились, так это координировать действия, например назначать даты мероприятий с учетом действий коллег по цеху. И это не только вопрос коммуникации, но и инфраструктурный пробел: на сегодня информация о событиях (хотя бы крупных) в аккумулированном виде нигде не представлена.

Профессионализация сектора приводит к постепенной смене тональности публичных выступлений самих компаний: востребованными становятся форматы встреч, где на место стандартных самопрезентаций на тему «что мы сделали» приходит анализ того, как это было сделано и зачем, обсуждение задач и проблем той или иной программы, методов и подходов к ее реализации и оценке. При этом инициаторами и организаторами подобных встреч часто выступают сами компании. В последнее время все больше организаций применяют практику приглашения внешних для компаний экспертов, в том числе специалистов из других компаний на внутренние семинары и встречи по обсуждению стратегического развития программ. Такие форматы - это не только сторонняя оценка, но и качественно иной обмен опытом между представителями бизнеса.

Чего не случилось, так это уже привычного плавного роста благотворительных бюджетов в 2013 г. И ожидать положительной динамики в этом направлении в ближайшее время не приходится, особенно с учетом девальвации рубля. Ситуация осложняется тем, что уже который год остаются неоправданными ожидания сообщества о принятии закона о льготах для компаний, вкладывающих средства в благотворительность. Несмотря на усилия со стороны профессионального сообщества, подготовленный текст закона и достигнутые договоренности, вопрос остается нерешенным.

Таким образом, основная задача, над которой бизнесу предстоит работать в следующем году, - это поиск новых креативных подходов для дальнейшего развития и реализации социальных программ. Причем искать предстоит в первую очередь внутри себя самих, для чего необходима четкая продуманная стратегия и аккумуляция ресурсов. В связи с этим в повестке дня многих компаний одним из главных мотивов станет партнерство. И если о трехсекторном партнерстве говорят уже давно и активно, то партнерство в социальной сфере между различными бизнесами делает лишь первые шаги. Потенциал этой совместной деятельности серьезен, но на больших площадках в нашей стране до сих пор по-настоящему не обсуждался, поэтому мы решили развить тему в рамках конференции «Благотворительность в России» в следующем году.