Банк решений: Улетные кадры

Раньше для создания новой модели самолета требовалось семь лет. Сейчас конструкторы укладываются в три года. Правда, специалистов, способных работать в цифре, авиастроителям приходится воспитывать самим

Вслед за авиацией цифровое проектирование начало проникать в другие отрасли. Госкорпорация «Росатом» открыла один из крупнейших в России вычислительных центров. Опыт авиастроителей стали активно использовать РЖД, «Камаз» и другие компании. «С коллегами из других отраслей у нас сложилось плодотворное взаимодействие, - объясняет Матвеев. - Мы обменивались опытом и даже иногда инструкциями, ведь многое в цифровом проектировании было апробировано на самолетах. Мы же смогли задействовать вычислительные мощности центра «Росатома» в Сарове при создании новых машин».

Самые распространенные специальности создателей самолетов остались те же - это проектировщики, расчетчики, специалисты по эксплуатации. Поменялись лишь технологии, которые они используют. Переход на цифру в России начался довольно давно - лет 15 назад, но, правда, очень точечно: некоторые агрегаты самолетов стали проектировать на компьютере, в 3D-программах.

Цифра, дерево, бумага

Традиционный способ проектирования предполагал конструирование новой модели сначала в чертежах, на кульмане. Затем из чертежей строили деревянный макет самолета и его самых важных узлов в натуральную величину. И только потом переносили разработки в железо.

Толчок к появлению новой профессии в России дало российское же авиастроение. Над первыми цифровыми проектами трудились сотрудники ОКБ Сухого: в начале 2000-х они начали работать над созданием самолета Sukhoi SuperJet100, истребителя Су-35 и первого отечественного боевого самолета пятого поколения Т-50.

В 2004 г. встала задача сформировать костяк команды из 60 человек, вспоминает Виктор Поляков, заместитель генерального конструктора ОКБ Сухого. Гораздо проще новым компьютерным технологиям было обучить студентов. Они приходили в бюро на практику уже на 1-м курсе обучения в вузе. Такое погружение в профессию оказалось эффективным, его практикуют и сейчас.

Конструкторов и проектировщиков выпускают в основном российские технические вузы - МАИ, МФТИ, МАТИ. Впрочем, навыки проектирования в цифре молодые сотрудники получали прямо в конструкторском бюро. Здесь создали курсы, на которых преподавали опытные сотрудники бюро. В первые годы перевода проектирования на цифру на предприятии было обучено несколько сотен прочнистов, конструкторов и других специалистов. Порой специалисты приходили из смежных отраслей. Например, дизайнеров интерьеров авиастроители переобучали в промышленных дизайнеров - сейчас они создают интерьеры для частных самолетов.

Погружение в профессию

Молодому специалисту нужно уметь работать в 5-10 программах. Стоимость рабочего места составляет примерно $30 000-35 000, из которых лишь 10% - цена железа, все остальное - программное обеспечение.

Сейчас только в ОКБ Сухого в цифровом проектировании работает около 2000 конструкторов. Около 80% из них - проектировщики.

Проектировщик

Именно эти специалисты разрабатывают внешний вид будущего самолета и представляют авант-проект, создают эскизы основных деталей и узлов, рассказывает Алексей Матвеев, начальник ОКБ. Кроме владения специализированными программами - Teamcenter NX, Nanocard и проч. - проектировщики должны быть хорошо знакомы с технологическими документами авиазаводов, ГОСТами и ОСТами предприятий. Позднее 3D-чертежи преобразовываются в технические задания для станков с ЧПУ для производства «боевых деталей». Сами проектировщики создают десятки тысяч документов - узлов и агрегатов будущего самолета.

Прочнист

Это вторая по популярности специальность в цифровом проектировании. Он делает расчеты для проектируемых деталей. Кроме владения технической документацией эти специалисты должны хорошо знать материаловедение - понимать, какие металлы, сплавы или композиционные материалы стоит использовать при создании каждой из деталей. Еще один важный навык - умение проектировать с учетом себестоимости: как добиться технологичности производства и сократить стоимость выпуска детали.

Эксплуатант

Еще одна важнейшая специальность. Большинство из них работают в организациях, обслуживающих технику, - в авиакомпаниях, частях Военно-воздушных сил и проч. Для этой категории профессионалов в специальных программах создаются инструкции по эксплуатации самолетов и оборудования.

Ускорились вдвое

Новые способы проектирования - без чертежей - позволяют провести весь цикл создания новой марки самолета в 3-4 года вместо прежних 7-8 лет. Благодаря цифровым технологиям процесс создания новых самолетов не только ускорился, но и стал в несколько раз точнее, рассказывает Валерий Солозобов, замдиректора ОАО «Туполев».

В планах Объединенной авиастроительной корпорации - за три года увеличить количество конструкторов, работающих в цифре, на 4000. Ведь сейчас у компании в разработке около 20 новых самолетов. К примеру, транспортник Ил-112 или широкофюзеляжный российско-китайский самолет. И потребность в таких специалистах очень большая. Они участвуют не только в проектировании новых машин, но и в доработке уже существующих.

Проектирование нового самолета - это около 1 млн электронных документов: несколько десятков тысяч деталей, тысячи документов, где детали между собой увязаны.

«Ранее для сертификации самолетов требовалось предъявить десятки чертежей и макет в натуральную величину. При сертификации новых отечественных машин мы сдавали электронные документы и расчеты», - говорит Дмитрий Стрелец, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого. Все выпущенные в последнее 10 лет самолеты, в том числе модернизированный транспортник Ил-476, учебно-боевой Як-130 и проч., созданы по безбумажной технологии.

Первым делом самолеты

Растить новые кадры российским компаниям помогают французские коллеги. К примеру, компания Thales, поставщик авионики для самолета SSJ100, прислала в Россию группу инженеров-наставников, которые обучали молодых специалистов современным навыкам проектирования. Компания «Гражданские самолеты Сухого» отправляла на стажировки во Францию своих сотрудников. Проект длился три года, до сих пор специалисты бюро выполняют часть заказов для французских коллег.