Реформа ФАС: Конкуренция в живописи

Чтобы усилить эмоциональность восприятия проблем конкуренции, «Ведомости» второй год подряд проводят эксперимент на конференции «Антимонопольное регулирование в России». Вместо плаката с логотипами спонсоров в зале размещается репродукция картины, сюжетно перекликающейся с темой конкуренции. В прошлом году это была картина «Бег» кисти советского художника Александра Дейнеки. В этом - полотно знаменитого фламандца Франса Снейдерса «Птичий концерт». Ее персонажи напоминают многих фигурантов антимонопольного действа: маленькие и большие компании, госкорпорации, монополии, регулятор и юридические фирмы.

Изображенная в центре сова с нотами может ассоциироваться с ФАС. Она одна владеет антимонопольной грамотой, вокруг нее необученные ведомства, и сове приходится прилагать большие усилия, чтобы все пели в унисон. Ночная птица - сова - аллегория с ФАС, с ее рейдами на рассвете, поделился своим видением с участниками конференции управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай.

Большой красный ара может олицетворять РЖД: красный - фирменный цвет российских железнодорожников. А беседа совы и ара напоминает о недавнем судебном споре антимонопольной службы и РЖД. Серая цапля в центре картины отвернулась от совы и стоит на согнутых ногах, низко склонив голову - это нефтяной сектор, больше других пострадавший от деятельности ФАС и заплативший многомиллиардные штрафы. Самый большой и агрессивный участник концерта - орел с широко раскрытым клювом - напоминает министерства и ведомства, главных клиентов ФАС. Но сова уже привыкла и не боится его, она даже не смотрит в ту сторону. Внизу под орлом расположилась группа мелких дерущихся птичек - совсем как ритейлеры, которых ФАС штрафует за дискриминацию поставщиков.

Лебедь - символ верной и чистой любви, грации, совершенства, чистоты и невинности. Неудивительно, что участники конференции не смогли придумать, с каким сектором или корпорацией может ассоциироваться эта птица.

Единственный персонаж картины, который не является птицей, - летучая мышь. Ей можно было бы доверить на этом концерте партию нотариата. Она пребывает в недоумении: «А я-то что здесь делаю? Я вроде никакого отношения к предпринимательской деятельности не имею. Зачем ФАС и меня хочет заставить петь на этом концерте?»

В 2012 г. голландский орнитолог Нико де Хаан оживил «Птичий концерт», собрав вместе голоса птиц, изображенных на картине Снейдерса. Первые слушатели были поражены, насколько пестро звучит этот хор. «Для меня птичий концерт - аллегория на попытку написать четвертый антимонопольный пакет, да собственно любой - пятый, шестой, - сказал Тай. - Это сплошная какофония. Каждый тянет на себя. У каждого свои интересы. Каждый хочет, чтобы услышали только его. У ФАС трудная роль - пытаться дирижировать и услышать всех».