Статья опубликована в № 3733 от 09.12.2014 под заголовком: Удар по мелким

Удар по мелким

Московские власти приравняют торговые сборы к стоимости патента. Вырастет нагрузка на мелких предпринимателей, особенно в центре города. Но остаются лазейки: сборы не коснутся интернет-торговли
  • Сергей Титов
Под ударом из-за сборов мелкие предприниматели в центре
Е. Разумный / Ведомости

Сбор с торговых объектов площадью до 50 кв. м нужно приравнять к ставке патента для индивидуальных предпринимателей, предложила вчера вице-мэр Москвы Наталья Сергунина во время слушаний в Общественной палате столицы. Сейчас стоимость патента для московской стационарной торговли - 120 000 руб. в год с таких объектов.

Поправки в Налоговый кодекс позволили Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю ввести торговый сбор с 1 июля 2015 г. В следующем году новый режим введет только Москва, заверял председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам и автор поправок Андрей Макаров. В первоначальной версии проекта сборами от 6000 до 600 000 руб. в квартал облагались 22 вида деятельности - в основном торговля, общепит и перевозки. Позже Макаров говорил, что он лишь внес проект в Госдуму, а сам порядок взимания разработало правительство Москвы.

Закон улучшен, радовался вчера бизнес-омбудсмен Борис Титов: налоговая нагрузка не вырастет. Для торговых площадей свыше 50 кв. м он предложил установить ставку в 200 руб. в год за каждый дополнительный метр. Сергунина с ним согласилась: «Задача - не нарастить налоговую нагрузку, а заставить платить хоть что-то тех, кто сейчас ничего не платит».

Средний налоговый платеж малого московского предприятия составляет 150 000 руб., приводит данные руководитель центра экспертизы и аналитики «Опоры России» Иван Ефременков: в среднем нагрузка не вырастет. Но пострадают владельцы небольших магазинов, киосков и вендинговых аппаратов, предупреждает он: сейчас налоговые спецрежимы позволяют им платить налог с оборота, а при введении сбора им придется платить 120 000 руб. с каждого объекта - независимо от выручки. В особой группе риска мелкие предприниматели, работающие в центре города, отмечает Ефременков. В следующем году столичные власти планируют дифференцировать сбор по аналогии с патентом: в зависимости от расположения бизнеса (см. врез). Ставки сбора будут установлены на 2015-2016 гг., говорила вчера Сергунина.

Между магазином в 50 кв. м и киоском в 10 кв. м большая разница, говорит председатель Совета Московского отделения «Опоры России» Александр Жарков, единый платеж ее не учитывает: «Как и разную проходимость у магазина рядом с метро и в спальном районе». Нагрузка на малый бизнес увеличивается, а крупный получает льготный режим для больших площадей, сетует он.

Сейчас торговый бизнес занижает налогооблагаемый доход, объяснял руководитель столичного департамента экономической политики Максим Решетников. Если бы налоги крупных сетей соответствовали средней нагрузке на торговлю (в среднем 0,3% от выручки), а малого и среднего бизнеса - половине от нее, то дополнительные доходы бюджета превысили бы 20 млрд руб., оценивал он. Кроме того, оптимизация дает уклонистам конкурентное преимущество перед добросовестными предпринимателями, подчеркивал Решетников.

С тем, что введение сборов увеличит поступления в московский бюджет, бизнес спорить не стал. А вот влияния на конкуренцию предприниматели не ждут. Интернет-торговля оказывается за пределами сбора, констатировал на слушаниях президент группы «М.видео» Александр Тынкован. Кроме того, в законе есть лазейка, говорил член президиума Торгово-промышленной палаты и основной владелец группы Bosco Михаил Куснирович: торговую площадь начнут называть складами, на которые сейчас сборы не распространяются. Не ясно, что считать и торговой площадью, отмечал он: на складские помещения обувного магазина приходится 2/3 его площади. В 2015 г. облагать сборами склады Москва не планирует, заверила Сергунина: «Посмотрим, кто перешел в склады и [на 2016 г.] будем дорабатывать».

У большинства интернет-торговцев нет даже складов, они продают товар, который хранится у дистрибутора, говорил Тынкован. «М.видео» продает через интернет товары со склада, рассказал он, правда, продукция находится не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Сбор привязан только к квадратным метрам, признала Сергунина: «Если недвижимости нет, то и сбора не будет». С интернет-торговли сбор действительно не взимается, согласилась она, но это должно быть урегулировано в федеральном законодательстве.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать